L O N G    V E H I C L E

www.narod.ru
   Long Vehicle   ГАЗ-24  Гостевая книга      Форум E-mail

Книга по ГАЗ-24

Книга по ГАЗ-24 - Hоме
Содержание
Предисловие
Общие сведениея
Двигатель
Ходовая часть
Электрообору- дование
Кузов
Особенности обслуживания
Приложение
Дополнение
Обложка
Ремонт ГАЗ-24
Форум ГАЗ-24

Электрообору- дование

Номе
Аккумулятор
Генератор
Регулятор напряжения
Стартер
Зажигание
Освещение
Звуковые сигналы
Стеклоочис- титель
Отопитель, муфта, прикуриватель
Электропроводка и предохранители
Приборы
Радиоприемник

Стартер

Устройство стартера
Технические характеристики
Дополнительное реле стартера
Рекомендации по ремонту
Возможные неисправности
< Регулятор напряжения                                                          Книга по ГАЗ-24

 

 

СТАРТЕР ГАЗ-24

 

Устройство стартера ГАЗ-24

Электрический стартер СТ230-Б (рис.  165) представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, предназначенный для пуска двигателя. Стартер установлен с левой стороны двигателя и включается поворотом ключа выключателя зажигания в положение II (см. рис. 9).

Питание к стартеру подается от аккумуляторной батареи. Стартер работает по принципу взаимодействия магнитного поля обмоток возбуждения и магнитного поля проводников, расположенных в якоре. Переключение проводников якоря в определенной последовательности выполняют якорь и щетки. На валу якоря установлен коллектор, к которому подключены все проводники, расположенные в пазах якоря.

В корпусе 38 установлены четыре полюса 19 с обмотками возбуждения. Якорь 23 стартера состоит из вала, пакета листов электротехнической стали, обмотки и коллектора. Вал якоря вращается в трех подшипниках скольжения, которые установлены в крышках 8 и 33 и промежуточном подшипнике 28. В крышке 8 расположены коллекторы 12 и щеткодержатели 13. Щетки прижимаются к коллектору с помощью пружин 14.

На валу якоря установлен привод, который состоит из шестерни, роликовой муфты 36 свободного хода, направляющей втулки, буферной пружины, предбуферной пружины, втулки отводки и стопорных колец. Шестерня служит для зацепления с зубчатым венцом маховика. Муфта свободного хода предохраняет якорь от повышенной частоты вращения после пуска двигателя. Направляющая втулка может перемещаться по валу якоря на винтовых шлицах. Буферная пружина обеспечивает ввод шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика в том случае, когда зуб шестерни упрется в зуб венца. Предбуферная пружина служит для выключения электрической части стартера в случае неудачной попытки пуска двигателя.

При включении стартера крутящий момент от вала якоря передается на втулку муфты свободного хода и от нее на наружную обойму. Поворачиваясь по часовой стрелке, обойма заклинивается роликами 21 и продолжает вращаться вместе с шестерней 25. Пружины удерживают ролики в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Таким образом, вместе с наружной обоймой начинают вращаться шестерня привода и венец маховика.

После пуска двигателя частота вращения маховика, а вместе с ним и шестерни возрастает. Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают соединение. Благодаря этому исключается передача крутящего момента от работающего двигателя к якорю стартера.

Ввод шестерни привода в зацепление с венцом маховика двигателя и включение электрической части стартера осуществляются электромагнитным тяговым реле, закрепленным на крышке со стороны привода. При включении тягового реле его втягивающая и удерживающая обмотки создают магнитное поле, воздействующее на якорь 1 тягового реле. Один конец якоря ее соединен с рычагом 37 привода, а другой - с контактным диском 5 выключателя стартера.

При перемещении якоря 1 рычаг 37 вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика, а контактный диск 5 включает электрическую часть стартера. Таким образом,, якорь стартера начинает вращаться, и крутящий момент передается на коленчатый вал двигателя. Как только включится стартер, втягивающая обмотка тягового реле отключается контактным диском. После пуска двигателя стартер выключается под действием возвратной пружины 40.

Включение и выключение тягового реле стартера осуществляется дополнительным реле РС507-Б (рис. 166).

Рис.  165. Стартер ГАЗ-24

Рис. 166. Электрическая схема   включения  стартера

 

в начало

 

Технические характеристики стартера ГАЗ-24

Тип СТ230-Б
Номинальное напряжение в В 12
Число зубьев шестерни стартера 9

Номинальная   мощность   при    питании  от  батареи    емкостью 60   А-ч  в л. с

1,4
Щетки

Медно-графитовые, марки МГС, 4 шт., размер 8,8x19,2x14 мм

Натяжение пружин щеток в гс 850-1400
Тип тягового реле РС230
Режим холостого хода при напряжении 12 В:
потребляемый ток в А Не более 95
частота вращения вала в об/мин Не менее 4000

Режим  полного торможения при питании от 12-вольтовой батареи емкостью 60 А  ч:

потребляемый ток в А Не более 500
крутящий   момент   в кгс•м Не менее 2,25

в начало

 

Дополнительное электромагнитное реле стартера ГАЗ-24

Для уменьшения силы тока в цепи выключателя стартера и для замыкания накоротко сопротивления в цепи катушки зажигания во время пуска двигателя применяется реле РС507-Б (рис. 168).

На  основании 2 реле смонтировано  ярмо  11  с сердечником 8 и обмоткой 10. Сверху ярма установлен якорь 7 с контактом. Для присоединения проводов на основании имеются клеммы.  Реле закрыто крышкой 4. При прохождении тока по обмотке 10 возникает магнитное поле, которое притягивает якорь. Контакты 9 замыкаются, и ток поступает в стартер. При отсутствии тока в обмотке НО или когда ток не достигает необходимой величины, пружина 5 возвращает якорь в исходное положение, а контакты размыкаются. Реле включается при напряжении 6-9 В, а отключается при напряжении 2-4 В.

Периодически рекомендуется проверять регулировку реле и состояние его контактов. Для проверки реле можно пользоваться схемой, приведенной на рис.   169. После составления схемы включают выключатель 7 и с помощью реостата 2 устанавливают напряжение по вольтметру 6 в пределах 1-2 В. Затем плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение до момента включения реле (при этом должны загораться контрольные лгампы 3 и 5). Лампа 3 может загораться несколько ранее. Показание вольтметра, при котором зажглась лампа 5, будет соответствовать напряжению включения реле. Передвижением движка реостата в противоположную сторону снижают напряжение на обмотке реле до его выключения. Показание вольтметра, при котором лампы погаснут, соответствует напряжению выключения реле.

Если при проверке окажется, что напряжение, при котором реле размыкает цепь, превышает 4 В, то его следует отрегулировать путем подгибки стойки 3 (см. рис. 168). Стойку нужно подогнуть так, чтобы напряжение, при котором контакты размыкаются, было в пределах 2-4 В, а напряжение на клеммах обмотки, при котором контакты 248 замыкаются, - в пределах 6-9 В. При этом зазор между якорем 7 и сердечником 8 должен быть не менее 0,15 мм, а зазор между контактами 9 в разомкнутом состоянии - не менее 0,4 мм.

Затем необходимо проверить, нет ли замыкания обмотки реле на ярмо. Для этого отсоединяют провода от клемм Я, провод от батареи соединяют с клеммой КЗ, а провод от контрольной лампы 5 (который был присоединен к клемме С) поочередно подсоединяют к клеммам Л\ При исправном реле контрольная лампа не должна загораться.

Рис. 168. Дополнительное реле стартера

Рис.   169.    Схема включения дополнительного реле стартера для проверки и регулировки

 

Технические характеристики дополнительного реле стартера ГАЗ-24

Тип РС507-Б
Номинальное напряжение в В 12
Напряжение включения в В 6-9
Напряжение выключения в В 2-4
Усилие размыкания контактов в гс Не менее 130
Зазор между контактами в разомкнутом состоянии в мм 0,4

Зазор между якорем  и сердечником  при замкнутых  контактах в мм

Не менее 0,15

в начало

 

Некоторые рекомендации по обслуживанию и регулировке стартера ГАЗ-24

В процессе эксплуатации автолтобиля следует проверять состояние зажимов стартера, не допуская их загрязнения и ослабления крепления. Надо иметь в виду, что стартер потребляет большой ток, и поэтому даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому падению напряжения и снижению мощности стартера.

Особое внимание следует обращать на состояние коллектора и щеток. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях, высота их должна быть не менее б-7 мм. В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектор следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью не менее 80 или 100. При значительной шероховатости коллектора и выступании слюды между пластинами коллектор надо проточить на токарном станке.

Подгоревшие контакты электромагнитного реле стартера зачищают стеклянной бумагой или плоским бархатным напильником так, чтобы обеспечивалось полное касание контактов по всей поверхности с контактным диском. Если контактные болты в местах контакта очень изношены, то их следует повернуть на 180°.

Перед разборкой стартера необходимо заменить положение оси рычага стартера и при сборке установить его в прежнее положение.

При осмотре якоря следует обращать внимание на состояние поверхности вала. Если на валу стартера в том месте, где вращается шестерня привода, имеются желтые следы налета от подшипника, то их надо обязательно удалить, так как они могут служить причиной заедания шестерни на валу.

При сборке стартера вал и подшипники смазывают моторным маслом. Осевой зазор якоря должен быть не более 0,8 мм. После сборки работу стартера проверяют на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение йод действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места; при обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с якорем.

В случае необходимости проводят проверку и регулировку стартера. Шестерня в выключенном положении должна быть на расстоянии не более 34 мм от привалочной плоскости фланца стартера. Это положение шестерни регулируется осью рычага привода. Положение шестерни повторно проверяют после подключения батареи к клемме питания реле и к массе. Во включенном положении зазор между упором и шестерней должен быть равным 3-5 мм.

После регулировки стартера его состояние и правильность сборки определяют испытанием на холостой ходу и проверкой при полном торможении.

Для испытания стартера на холостом ходу необходимы низковольтный агрегат или хорошо заряженная батарея 6-СТ-60, вольтметр со шкалой 0-30 В, амперметр с шунтом до 1000 А и тахометр со шкалой до 10 000 об/мин.

Схема включения стартера для испытания показана на рис. 167. Если нет специального контрольно-испытательного стенда мод. 2214 Росавтоспецоборудования, стартер зажимают в тиски и соединяют его зажим через амперметр с плюсом батареи, а корпус стартера - с минусом батареи. Для соединения стартера с батареей следует применять провод сечением не менее 25 мм2. Силу тока и частоту вращения якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера.

Стартер считается выдержавшим испытание, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 95 А и имеет частоту вращения не менее 4000 об/мин. При тугом вращении якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или, задеванием якоря за полюсы, а также при замыкании обмотки якоря на массу или замыкании между витками стартер потребляет ток большой силы, а частота вращения меньше указанной выше.

Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или о пониженном давлении пружин щеток.

Для проверки стартера при полном торможении на его шестерне закрепляется рычаг 1, соединенный с динамометром 2.

Тормозной момент стартера определяется дроизведением длины L рычага в м на усилие Р динамометра в кгс:

М = Р*L.

Во избежание перегрева стартера испытание должно быть кратковременным. Если при заторможенной шестерне якорь вращается, то привод стартера следует сменить.

Исправный стартер при напряжении 9 В потребляет ток не более 500 А и развивает тормозной момент примерно 2,25кгс-м. Если потребляемый ток выше 500 А, а тормозной момент ниже 2,25 кгс-м, то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения.

Когда величина тормозного момента и сила потребляемого стартером тока ниже нормальных значений (при нормальном напряжении на зажимах стартера), то это свидетельствует о плохих контактах внутри стартера или о слабом давлении пружин щеток; если тормозной момент и сила потребляемого тока малы при пониженном напряжении на зажимах стартера, то это указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи.

Рис. 167. Схема включения при испытании стартера

 

в начало

 

Возможные неисправности стартера ГАЗ-24 и способы их устранения

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть отдельные неисправности стартера, способы устранения которых приведены ниже. 

Стартер и тяговое реле не включаются

1. Сильно разряжена батарея

1. Заменить батарею или зарядить

2. Окислены клеммы батареи и наконечники проводов

2. Зачистить клеммы и наконечники

3. Неисправен  выключатель  зажигания и стартера

3. Включить контрольную лампу между клеммой   СТ  выключателя  зажигания и массой. При  повороте ключа в положение   пуска    лампа   должна загораться. Если лампа не загорается,   выключатель заменить

4. Неисправно дополнительное реле

4. Проверить с помощью  контрольной лампы напряжение   на клемме  Б допол нительного реле. Присоединить контрольную лампу между  клеммой С и массой. При повороте ключа в положение пуска лампа  должна    загораться.   Если лампа не  загорается,   то  дополнительное релеподлежит  замене.    Предварительно    проверить  надежность  соединения  провода массы реле с кузовом

5. Обрыв  провода от дополнительного реле  к тяговому  реле  стартера

5. Проверить  с помощью контрольной лампы исправность  провода и при необходимости отремонтировать его

6. Обрыв или ненадежный контакт с массой удерживающей обмотки тягового реле

6. Открыть   крышку   выключателя  на тяговом   реле   и    проверить  надежность соединения обмотки с массой

 

Тяговое реле включается, но якорь не вращается

1. Сильно разряжена батарея

1. Заменить батарею или зарядить

2. Окислены клеммы батареи и наконечники проводов

2. Зачистить клеммы и наконечники

3. Неисправен  выключатель  зажигания и сгартера

3. См. п. 3  раздела   "Стартер  и тяговое реле не включаются"

4. Подгорание контактов выключателя стартера на тяговом реле

4. Снять  крышку   выключателя и зачистить контакты

5. Зависание щеток стартера или их износ

5. Снять  защитный   колпак  и  проверить щетки, устранить зависание

6. Заклинивание    якоря    стартера в результате разноса обмотки

6. Включить  плафон,    включить стартер. Если при включении стартера накал нити   лампы   сильно    уменьшается   (при исправной батарее и проводнике), то это является   признаком   разноса    обмотки якоря или  задевания   якоря за полюса. Стартер подлежит ремонту

 

Тяговое реле включается и быстро выключается   (стучит)

1. Сильно разряжена батарея

1. Заменить батарею или зарядить

2. Окислены клеммы батареи и наконечники проводов

2. Зачистить клеммы и наконечники

3. Неисправен  выключатель  зажигания и стартера

3. См. п.   3 раздела  "Стартер и тяговое реле не включаются"

4. Обрыв или  ненадежный контакт с массой удерживающей  обмотки тягового реле

4. Открыть   крышку выключателя  на тяговом    реле  и   проверить   надежность соединения обмотки с массой

5. Нарушена регулировка дополнительного реле 

5. Проверить и при необходимости отрегулировать реле 

 

Стартер включается, но коленчатый вал не вращается

Пробуксовка   муфты      свободного хода Заменить муфту

  

Стартер вращается, но шестерни не входят в зацепление

1. Неправильная регулировка стартера

1. Отрегулировать стартер

2. Забоины  на зубьях венца маховика и шестерни привода

2. Заправить   зубья   и  при   необходимости заменить привод

3. Ослабла  буферная   пружина  на приводе стартера

3. Заменить пружину

 

Стартер вращает коленчатый вал с малой частотой вращения и ненормальным шумом

Износ подшипников    и   задевание якоря за полюса Заменить подшипники

 

После пуска двигателя стартер не выключается 

1. Заедание  привода   на  шлицевой части вала

1. Очистить   вал    от   грязи   и    снять желтый  налет  от  износа подшипников. Смазать вал

2. Спекание контактов дополнительного реле или контактов   в выключателе на тяговом реле

2. Немедленно   выключить зажигание, отсоединить   батарею   и    зачистить   контакты

в начало

 

 Книга по ГАЗ-24                                                                                        Зажигание >

 


www.long-vehicle.narod.ru                                                      Rambler's Top100

Используются технологии uCoz