L O N G    V E H I C L E

www.narod.ru
   Long Vehicle   ГАЗ-24  Гостевая книга      Форум E-mail

Книга по ГАЗ-24

Книга по ГАЗ-24 - Hоме
Содержание
Предисловие
Общие сведениея
Двигатель
Ходовая часть
Электрообору- дование
Кузов
Особенности обслуживания
Приложение
Дополнение
Обложка
Ремонт ГАЗ-24
Форум ГАЗ-24

Электрообору- дование

Номе
Аккумулятор
Генератор
Регулятор напряжения
Стартер
Зажигание
Освещение
Звуковые сигналы
Стеклоочис- титель
Отопитель, муфта, прикуриватель
Электропроводка и предохранители
Приборы
Радиоприемник

Зажигание

Устройство системы зажигания
Катушка зажигания
Распределитель зажигания
Вакуум - корректор
Рег. зазора в прерывателе
Установка угла опережения
Обслуживание распределителя
Свечи зажигания
Рекомендации по ремонту системы зажигания
Возможные неисправности
< Стартер                                                                                Книга по ГАЗ-24

 

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ГАЗ-24

 

Устройство системы зажигания ГАЗ-24

Система зажигания (рис. 170) состоит из источников электрической энергии,  катушки  зажигания,    распределителя  зажигания,  свечей зажигания, проводов и выключателя зажигания, являющегося одновременно выключателем  стартера.

Первичная цепь системы зажигания питается током низкого напряжения от генератора или батареи. Для снижения уровня радиопомех, создаваемых системой зажигания, все элементах высокого напряжения установлены подавительные сопротивления.

Рис. 170. Схема системы зажигания ГАЗ-24

 

Технические характеристики системы заягигания ГАЗ-24

Порядок зажигания   1-2-4-3
Тип распределителя Р119-Б
Зазор между контактами прерывателя в мм  0.35-0.45
Натяжение пружины прерывателя в гс 600±100
Максимальный угол опережения зажигания по кулачку прерывателя, обеспечиваемый регуляторами, в градусах:

центробежным

14-17
вакуумным  6,5-9,5

Частота вращения валика распределителя в минуту с бесперебойным искрообразованием при работе с катушкой зажигания Б115 на трехэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм (проверяется на стенде при 20° С)

2200
Емкость конденсатора в мкф 0,17-025
Катушка  зажигания Б115
Свечи зажигания для двигателя модели 24 Д (под 93 бензин) А7,5-БС с длиной резьбы 12 мм (А17В)
Свечи зажигания для двигателя модели 2401  (под 76 бензин) А11-БС (А11)
Величина искрового промежутка в свечах в мм  0,8-0,95
Подавительные сопротивления свечей СЭ14
Подавительное сопротивление распределителя СЭ109

 в начало

 

Катушка зажигания ГАЗ-24

Катушка зажигания Б115 установлена на распорке передней части автомобиля и служит для преобразования низкого напряжения в высокое, необходимое для пробоя искрового промежутка в свечах зажигания и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя.

Катушка зажигания (рис.  171) представляет собой трансформатор, на железном сердечнике 6 которого намотана вторичная обмотка 5, а поверх нее - первичная 4. Между слоями обмотки поставлены изоляционные прокладки, пропитанные маслом. Сердечник с обмотками помещен в стальном герметичном корпусе 8 и закреплен в нем изолятором 7 и крышкой 1.

Пространство между обмотками, корпусом, изолятором и крышкой заполнено трансформаторным маслом. В крышке имеются зажимы для присоединения проводов. Между лапами скобы крепления катушки в специальном изоляторе расположено добавочное сопротивление 10, соединенное последовательно с первичной обмоткой.

При включении стартера добавочное сопротивление замыкается накоротко контактами дополнительного реле стартера, вследствие чего увеличивается ток, проходящий через первичную обмотку катушки, и повышается напряжение во вторичной обмотке. Этим обеспечивается надежное воспламенение рабочей смеси при пуске двигателя стартером, когда напряжение батареи сильно падает из-за большого расхода тока стартером.

Периодически необходимо очищать катушку зажигания от пыли и грязи, проверить надежность крепления проводов и самой катушки. При неработающем двигателе зажигание должно быть выключено.   В    противном  случае  происходит  чрезмерный  нагрев катушки зажигания.

Неисправности катушки зажигания связаны главным образом с повреждениями изоляции ее обмоток и добавочного сопротивления.

Прежде чем снять катушку для ремонта или замены, следует убедиться в исправности и надежности присоединения проводов к зажимам катушки, дополнительного реле стартера и выключателя зажигания и стартера. Затем нужно проверить способность искры преодолевать искровой промежуток.

Если при проворачивании коленчатого вала стартером искрообразование нормальное, а при проворачивании пусковой рукояткой искрового разряда нет, то это указывает на неисправность добавочного сопротивления катушки зажигания. Другим характерным признаком неисправности добавочного сопротивления или его цепи является нормальный пуск двигателя стартером и мгновенная его остановка после пуска.

Неисправное добавочное сопротивление следует снять. Если причина неисправности в нарушении контакта или в обрыве проволоки в месте присоединения концов, то проволоку в указанном месте

нужно тщательно закрепить. Сгоревшее сопротивление следует заменить. При отсутствии запасного сопротивления его можно изготовить из никелевой проволоки НП-2 диаметром 0,3 мм (ГОСТ 2179-59) длиной 740 цм.

Катушку зажигания с поврежденной изоляцией обмотки нужно заменить. При замене неисправной катушки зажигания или поврежденной электропроводки следует внимательно отнестись к присоединению проводов к зажимам катушки, так как перепутывание проводов может повлечь за собой порчу катушки и сильное обгорание контактов распределителя зажигания.

Схема включения катушки зажигания в систему зажигания показана на рис. 170. К зажиму ВК-Б присоединен провод от зажима КЗ выключателя зажигания, к зажиму ВК - провод от зажима КЗ дополнительного реле стартера, к третьему зажиму - провод от прерывателя распределителя. Провод высокого напряжения от распределителя зажигания присоединен к зажиму высокого напряжения катушки.

Рис.  171. Катушка зажигания ГАЗ-24

 

в начало

 

Распределитель зажигания ГАЗ-24

Распределитель зажигания Р119-Б (рис. 172) установлен с левой стороны блока цилиндров. Он приводится во вращение валиком масляного насоса. Валик распределителя вращается против часовой стрелки (если смотреть со стороны его крышки).

Распределитель зажигания представляет собой совокупность двух приборов: прерывателя низкого напряжения в цепи катушки зажигания и распределителя тока высокого напряжения.

Ротор 13 распределителя при вращении передает импульсы тока высокого напряжения со вторичной обмотки катушки зажигания на ту свечу, между электродами которой в данный момент должен быть разряд электрической искры (в соответствии с порядком работы цилиндров). Распределитель имеет центробежный и вакуумный регуляторы, автоматически изменяющие момент опережения зажигания.

Центробежный регулятор изменяет угол опережения в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а вакуумный - в зависимости от нагрузки на двигатель. Только при правильной работе регуляторов опережения зажигания может быть обеспечена устойчивая и экономичная работа двигателя. Кроме того, распределитель имеет приспособление (октан-корректор) для ручной регулировки угла зажигания в зависимости от октанового числа применяемого бензина.

Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор емкостью 0,17-0,25 мкф, предназначенный для уменьшения искрения н обгорания контактов прерывателя, а также для более резкого изменения тока в первичной обмотке катушки зажигания при размыкании контактов, а следовательно, для получения более высокого напряжения во вторичной обмотке.

Рис. 172. Распределитель зажигания ГАЗ-24

 

в начало

 

Центробежный регулятор угла опережения зажигания ГАЗ-24

Для корректировки угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения двигателя служит центробежный регулятор. Регулятор увеличивает опережение при увеличении оборотов.

Положение деталей центробежного регулятора опережения зажигания при малой и большой частоте вращения двигателя показано на рис. 173. На валике 4 распределителя закреплена пластина с осями грузиков 2, прижимаемых к валику пружинами 6. На верхний конец валика 4 свободно насажена втулка с напрессованными на нее кулачком 1 и фасонной пластиной 5, в прорези которой входят штифты грузиков.

Вращение кулачку прерывателя передается не непосредственно от валика распределителя, а через грузики. При расхождении грузиков штифты, нажимая на пластину, поворачивают ее и связанный с ней кулачок относительно валика, как показано на рис. 173.

При небольшой частоте вращения центробежные силы грузиков недостаточны для преодоления натяжения пружин. В этом случае кулачок прерывателя не поворачивается относительно валика распределителя, и центробежный регулятор бездействует. С увеличением частоты вращения валика 4 грузики под действием центробежной силы расходятся и своими шпильками поворачивают пластину 3, а следовательно, и втулку с кулачком в сторону вращения валика распределителя. В силу этого контакты размыкаются раньше, и угол опережения зажигания увеличивается. Чем выше частота вращения двигателя, тем больше угол опережения зажигания.

С уменьшением частоты вращения коленчатого вала пружины, противодействующие поворачиванию грузиков, возвращают их в исходное положение, поворачивая при этом кулачок против направления вращения. Вследствие этого контакты размыкаются позднее, и угол опережения уменьшается.

Ниже приведены величины изменения углов опережения зажигания при работе центробежного регулятора в зависимости от частоты вращения валика распределителя:

Частота вращения  валика  распределите я в об мин 200 400 650 750 2000 и выше

Угол опережения по кулачку прерывателя распределителя в градусах

0 -1 0-5 3,5-10 8,4-11 14-17

Несоответствие углов опережения зажигания частоте вращения валика обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или ослаблением его пружин и вызывает детонацию., а также увеличение расхода бензина.

Рис. 173.  Схема действия  центробежного регулятора опережения зажигания

 

в начало

 

Вакуумный регулятор угла опережения зажигания ГАЗ-24

Для корректировки угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя служит центробежный регулятор. Регулятор уменьшает опережение при увеличении нагрузки для предотвращения детонации.

Положение деталей вакуумного регулятора опережения зажигания при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и с увеличением частоты вращения показано на рис. 174. Между двумя половинами регулятора зажата диафрагма 5. Полость вакуумного регулятора (с одной стороны диафрагмы), в которой помещена пружина 3, сообщается трубкой со смесительной камерой карбюратора над дроссельной заслонкой. Полость с противоположной стороны диафрагмы сообщается с полостью корпуса распределителя; поэтому в ней всегда поддерживается атмосферное давление.

Таким образом, на диафрагму воздействует разрежение, зависящее от степени открытия дроссельной заслонки и от нагрузки на двигатель. Со стороны распределителя к диафрагме прикреплена тяга, связанная шарнирно с подвижной панелью 10 прерывателя, закрепленной на шарикоподшипнике. Пружина отжимает диафрагму, противодействуя разрежению в карбюраторе.

С уменьшением нагрузки на двигатель разрежение в карбюраторе, а следовательно и в полости крышки 4 вакуумного регулятора, увеличивается. Причем диафрагма, преодолевая усилие пружины, перемещается и с помощью тяги поворачивает панель прерывателя против направления вращения кулачка. Благодаря этому контакты размыкаются раньше, и угол опережения зажигания увеличивается (рис. 174,6). С увеличением нагрузки на двигатель разрежение уменьшается, и пружина диафрагмы поворачивает панель прерывателя в направлении вращения кулачка, уменьшая угол опережения зажигания (рис. 174, а).

Во время работы двигателя на холостом ходу отверстие, соединяющее карбюратор с вакуумным регулятором, оказывается несколько выше прикрытой дроссельной заслонки. Поэтому в наружной полости крышки 4 регулятора создается давление, близкое к атмосферному, и пружина поворачивает панель прерывателя до отказа в направлении вращения кулачка. В этом случае вакуумный регулятор не оказывает влияния на угол опережения зажигания, и, следовательно, угол получается минимальным, что и требуется для устойчивой работы двигателя с малой частотой вращения. Ниже приведена характеристика работы вакуумного регулятора опережения зажигания:

Разрежение в мм рт ст 110 140 180 200

Угол опережения зажигания  в градусах

0-2 2-5 5,5-7,5 6,5-9,5

Отказ в работе вакуумного регулятора или нарушение его нормальной работы вызывает увеличение расхода бензина, особенно при езде с малой нагрузкой.

Рис. 174. Схема действия вакуумного регулятора опережения зажигания

 

Октан-корректор ГАЗ-24

С помощью октан-корректора можно изменять угол установки зажигания в пределах ±10° (по углу поворота коленчатого вала). При ручной регулировке корпус распределителя поворачивают в ту или другую сторону в пределах шкалы октан-корректора.

в начало

 

Регулировка зазора между контактами прерывателя ГАЗ-24

Надежность работы системы зажигания прежде всего зависит от правильности зазора между контактами прерывателя и от чистоты контактов.

Прежде чем регулировать зазор, надо осмотреть рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены, замаслены или обгорели, очистить их.

Рекомендуется следующий порядок регулировки зазора между контактами прерывателя:

1. Освободить пружинные держатели и снять крышку распределителя.

2. Вращая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить  кулачок   так,  чтобы  между  контактами  прерывателя  был полный зазор.

3. Проверить щупом зазор между контактами (рис. 175);  щупдолжен входить в зазор, не отжимая рычажка. Нормальный зазор равен 0,35-0,45 мм.

4. Если зазор больше или меньше нормы, то надо ослабить стопорный винт 1 крепления стойки (неподвижного контакта) и, вращая регулировочный винт 2, установить нормальный зазор.

5. Завернуть стопорный винт 1 и вторично проверить зазор между контактами.

6. Установить и закрепить крышку распределителя.

 

Прерыватель должен размыкать цепь низкого напряжения в момент, когда поршень первого цилиндра при такте сжатия не дойдет до в. м. т. на расстояние, при котором угол между кривошипом в этом цилиндре и осью цилиндра будет составлять 5°.

Этому положению поршня соответствует совмещение метки на шкиве коленчатого вала и установочного штифта, запрессованного в крышку распределительных шестерен (см. рис. 20). При этом токоразносная пластина ротора распределителя должна быть направлена на внутренний контакт крышки распределителя, соединенный с проводом высокого напряжения свечи первого цилиндра.

Рис.   175.    Регулировка зазора между контактами прерывателя

 

в начало

 

Установка угла опережения зажигания на ГАЗ-24.

Устанавливать зажигание нужно с большой точностью, так как даже при небольших ошибках резко возрастает расход топлива и уменьшается мощность двигателя. Кроме того, при неправильной установке зажигания возможны повреждения деталей двигателя, вызываемые детонацией.

При установке зажигания необходимо соблюдать следующий порядок:

1. Снять крышку распределителя и ротор, проверить величину зазора между контактами прерывателя; в случае необходимости отрегулировать зазор.

2. Поставить ротор на место.

3. Вывернуть свечу первого цилиндра.

4. Закрыть пальцем отверстие свечи первого цилиндра и поворачивать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до момента, при котором начнется выход воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия в первом цилиндре.

5. Убедившись, что сжатие началось,   осторожно поворачивать коленчатый  вал    двигателя до   совпадения   установочного   штифта с первой меткой на ободке шкива коленчатого вала.

6. Проверить,   направлена  ли токоразносная  пластина   ротора распределителя на внутренний контакт крышки, соединенный с проводом, идущим к свече первого цилиндра.

7. Установить   шкалу   октан-корректора   на    нулевое   деление, ослабив болт 30 (см. рис. 172).

8. Ослабить болт 26 крепления распределителя и немного повернуть корпус распределителя против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись.

9.  Включить подкапотную лампу и убедиться в том, что она работает.  Отсоединить провод от зажима подкапотной лампы и с помощью дополнительного куска провода соединить зажим подка потной лампы с клеммой распределителя.

10. Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до момента вспыхивания подкапотной лампы.   Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампы. Если это не удалось, то операцию следует повторить.

11. Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть болт 26 крепления распределителя, поставить на место крышку распределителя и центральный провод.

После каждой установки зажигания, регулировки зазора в прерывателе, а также при переходе на бензин другого сорта следует проверить правильность установки зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля. Установку зажигания уточняют с помощью октан-корректора, не ослабляя болт 26 крепления распределителя к пластине октан-корректора. Для этого достаточно ослабить болт 30.

Перемещение стрелки на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению установки зажигания на 2°, считая по углу поворота коленчатого вала. При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке зажигание становится более ранним, против часовой стрелки - более поздним.

Для проверки правильности установки зажигания прогревают двигатель до температуры 85-90 ° С. Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 30-35 км/ч, резко нажимают до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой. Если при этом будет прослушиваться незначительная и кратковременная детонация (ошибочно называемая водителями "стуком пальцев"), то зажигание установлено правильно.

В случае сильной детонации нужно повернуть корпус распределителя против часовой стрелки на одно деление шкалы октан-корректора. При отсутствии детонации надо повернуть корпус распределителя по часовой стрелке на одно деление шкалы. Если необходимо, то следует снова проверить установку зажигания.

Зажигание всегда должно быть установлено так, чтобы при большой нагрузке на двигатель прослушивалась только легкая детонация. При слишком раннем зажигании, когда наблюдается сильная детонация, может быть пробита прокладка головки цилиндров, не исключено прогорание клапанов и поршней. При очень позднем зажигании резко растет расход бензина, ухудшается приемистость автомобиля, двигатель чрезмерно нагревается.

в начало

 

Некоторые рекомендации по обслуживанию распределителя зажигания ГАЗ-24.

Необходимо периодически смазывать распределитель, следить за состоянием и чистотой его деталей, а также проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя. Правильно и своевременно проведенные профилактические мероприятия предупреждают возникновение неисправностей.

Слабо закрепленный распределитель (если он может быть повернут усилием руки) нужно надежно закрепить болтом. При осмотре распределителя следует внимательно проверить, нет ли в крышке и роторе трещин, следов пробоя искрой, значительного обгорания или коррозии электродов крышки и токоразноснои пластины ротора. Обгорание торцовой поверхности токоразноснои пластины ротора и торцовой цоверхности электродов крышки указывает на чрезмерно большой радиальный зазор между токоразноснои пластиной и электродами. Крышку или ротор в этом случае надо заменить.

Если крышка или ротор не имеют следов повреждения, следует тщательно зочистить (протереть) обгоревшие места электродов, крышки и пластины ротора тканью, слегка смоченной в чистом бензине или в рафинированном четыреххлористом углероде. Зачищать указанные места напильником нельзя, так как это приводит к увеличению зазоров между токоразноснои пластиной ротора и электродами крышки и к перебоям в работе системы зажигания.

Провода высокого напряжения должны быть плотно вставлены в гнезда крышки. Обгорание и коррозия ни внутренней поверхности электрода (в гнезде крышки) свидетельствуют о том, что провод не доходит до электрода или плохо удерживается в гнезде пружинным контактным наконечником. В этом случае надо зачистить наконечник и плотно до отказа вставить его в гнездо.

Внутреннюю поверхность распределителя при необходимости продувают сжатым воздухом. Важно проверить, нет ли заедания центрального контакта в крышке распределителя.

Для подачи смазки на валик распределителя поворачивают на один оборот крышку колпачковой масленки. Пускают одну каплю масла, применяемого для двигателя, на ось рычажка прерывателя, четыре-пять капель - на втулку кулачка (предварительно сняв ротор и фильц под ним) и одну-две капли - на фильц-щетку кулачка. При смазке кулачка и оси прерывателя следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя.

Обильно смазывать кулачок прерывателя нельзя, так как при попадании на поверхности контактов даже следов масла или грязи в значительной степени усиливается образование нагара и существенно сокращается срок службы контактов. Загрязненные (замасленные) контакты протирают замшей, слегка смоченной в чистом бензине, а затем сухой замшей.

Обгоревшие контакты тщательно зачищают плоским тонким бархатным напильником. При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить поверхность другого, на котором образуется углубление (кратер). Это углубление не рекомендуется устранять полностью.

Чтобы поверхности контактов были строго параллельны, рекомендуется при зачистке нажимать пальцем на рычажок. Нельзя зачищать контакты наждачной шкуркой. Инструмент для зачистки контактов нельзя употреблять для обработки других металлов, он должен быть абсолютно чистым и незамасленным.

Контакты прерывателя, поверхность которых имеет сероватый цвет и незначительные неровности, чистить не следует.

После зачистки контактов обдувают панель прерывателя воздухом, чтобы удалить пыль; протирают контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине, и устанавливают нормальный зазор между контактами. Если зазор между контактами прерывателя отличается от нормального (0,35-0,45 мм) меньше чем на 0,05 мм, то регулировать его не следует.

При значительном обгорании или износе контактов прерывателя необходимо заменить стойку и рычажок прерывателя. Ненормальный зазор между контактами, наличие нагара или загрязнение вызывают перебои в зажигании и затрудняют пуск двигателя, особенно в холодное время. Следует помнить, что вольфрамовые контакты имеют небольшую толщину, и частая зачистка их неизбежно приводит к сокращению срока службы контактов. Поэтому, если необходимость в зачистке контактов возникает часто, нужно установить и устранить причину обгорания контактов.

Натяжение пружины рычажка прерывателя проверяют с помощью пружинного динамометра. Усилие к динамометру прикладывают в направлении оси контактов (перпендикулярно к их поверхности). Натяжение пружины в момент начала размыкания контактов должно быть в пределах 500-700 гс.

На стенде СПЗ-6 Росавтоспецоборудования можно проверить работу распределителя, центробежного и вакуумного регулятора. При отсутствии стенда надо проверить, не заедает ли центробежный регулятор. Наиболее просто это можно сделать, убедившись в свободном возвращении ротора в исходное положение, если его повернуть рукой относительно валика, а затем отпустить. Распределитель с неисправными регуляторами нужно сдать в ремонт или заменить.

Периодически следует проверять, нет ли местного износа дорожки качения шариков подшипника. Для этого необходимо снять распределитель с автомобиля и сделать следующее:

1. Снять вакуумный регулятор с распределителя; чтобы не нарушить  регулировку,  предварительно  сделать две  риски:    одну - на  кронштейне  вакуумного  регулятора,   другую - против  первой риски, на корпусе распределителя.

2. Снять панель прерывателя.

3. Отвернуть два пружинных держателя шарикоподшипника с обратной стороны панели прерывателя.

4. Проворачивая кольца шарикоподшипника, проверить, нет ли местного износа дорожки колец. В случае такого износа ощущается торможение колец в месте износа при их повороте или зазор колец, которые исчезают при поворачивании наружного кольца подшипника. Подшипник с местным износом дорожки колец рекомендуется заменить. Если подшипник исправен, следует удалить из него старую смазку и заложить свежую смазку 158 ТУ 38-101320-72. Нужно иметь в виду, что применение другой смазки, например солидола, не допускается, так как шарикоподшипник может преждевременно износиться.

5. Надеть на шарикоподшипник неподвижную панель прерывателя и укрепить его, привернув оба пружинных держателя.

6. Собрать распределитель и установить вакуумный регулятор по рискам. Если есть возможность, проверить регулятор на стенде и в случае необходимости отрегулировать (сдвигая его относительно корпуса распределителя).

Перебои в работе распределителя зажигания могут быть вызваны подгоранием контактов прерывателя, загрязнением ротора и крышки или появлением трещин в этих деталях, ослаблением натяжения пружины подвижного контакта, большим износом втулок валика, оси подвижного контакта, неравномерным износом кулачка распределителя, значительным износом участка дорожки качения шариков подшипника и др. Способы устранения этих неисправностей приведены ниже.

Нарушение работы распределителя может быть также следствием обрыва соединительных проводов. Можно рекомендовать удобный способ выявления обрыва проводов, соединяющих подвижный контакт с зажимом и подвижную панель с неподвижной. Следует соединить отдельным проводом подкапотную лампу с зажимом на корпусе распределителя, не отсоединяя имеющегося там провода. Затем надо включить зажигание и, поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, наблюдать,за лампой. При замыкании контактов лампа должна гаснуть, а при размыкании - загораться. Если лампа не гаснет при замыкания контактов, то это указывает на обрыв одного из соединяющих проводов.

в начало

 

Свечи зажигания

Свечи зажигания (рис. 176) служат для воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания цилиндров двигателя. Каждая свеча ввертывается в гнездо головки цилиндров и уплотняется прокладкой 5. Резьба свечей 14x1,25 мм. Длина нарезанной части 12 мм.

Периодически необходимо проверять состояние свечей, очищать их от нагара и регулировать зазор между электродами. Следует регулярно протирать изоляторы свечей. Перед вывертыванием свечи для осмотра и замены нужно обязательно удалить щеткой или сжатым воздухом грязь из гнезда свечи в головке цилиндров.

Ввертывают свечи только специальным торцовым ключом из комплекта водительского инструмента. Применять плоскогубцы, обычные гаечные ключи или торцовые несоответствующего размера не рекомендуется, так как это всегда приводит к повреждению изолятора свечи или к нарушению ее герметичности.

При осмотре свечи надо особенно тщательно проверить, нет ли трещин на изоляторе, обратить внимание на характер слоя нагара, а также на состояние электродов и зазор между ними. Конусная часть изолятора свечи (юбка) не должна иметь нагара и трещин. Свечи с трещинами на изоляторе необходимо заменить. Красновато-коричневый налет на юбках свечей не мешает работе, и его очищать не требуется.

Свечи с нагаром следует очищать на пескоструйном аппарате 514-2М Росавтоспецоборудования. При очистке изолятора нельзя применять острые стальные предметы, так как при этом на поверхности изоляторов появляются царапины, способствующие в дальнейшем образованию нагара. Если слой нагара велик и не очищается пескоструйным аппаратом, то свечи следует заменить новыми.

После очистки проверяют зазор между электродами при помощи круглого проволочного щупа. Плоским щупом определить зазор нельзя, так как на боковом электроде образуется поверхность, близкая к цилиндрической.

Зазор между электродами регулируют подгибанием бокового электрода. Нельзя подгибать центральный электрод, так как это неизбежно приведет к трещинам в изоляторе. Величина зазора между электродами должна быть 0,8-0,9 мм.

Свечи, очищенные от нагара, с отрегулированным зазором между электродами рекомендуется перед установкой на двигатель проверить на приборе под давлением. В исправных свечах при давлении 8-9 кгс/см2 искра  должна появляться между электродами регулярно, без перебоев и поверхностного разряда. При давлении 10 кгс/см2 должна быть обеспечена полная герметичность новой  свечи,  воздух   не    должен проходить в местах соединений корпуса и центрального электрода с изолятором. Для свечей, бывших в употреблении, допускается пропуск воздуха до 60 см3/мин.

Перед установкой свечи на место обязательно надевают уплотни-тельную прокладку 5. Свечу сначала ввертывают рукой, а затем подтягивают свечным ключом. Прокладка 5 изготовлена из тонкого металла и рассчитана на смятие при затяжке, поэтому свечу следует затягивать без приложения чрезмерного усилия, чтобы прокладка не была сплющена полностью. Полностью сплющенную прокладку рекомендуется заменить при очередном снятии свечи.

Рис. 176. Свечи зажигания

 

в начало

 

Провода высокого напряжения

Провода высокого напряжения, соединяющие катушку зажигания с распределителем и распределитель со свечами, изготовлены из провода марки ПВЛ-1. На концах проводов у свечей установлены подавительные сопротивления 0914, а у распределителя СЭ109 (8000- 13 000 Ом), служащие для уменьшения радиопомех. На качество работы двигателя эти сопротивления не влияют. Снимать подавительные сопротивления категорически запрещается.

Необходимо следить, чтобы на поверхность проводов не попадали масло и бензин, которые разрушают изоляцию проводов. Провода нужно также предохранять от загрязнения и влаги, так как это вызывает утечку тока и пробой изоляции.

При осмотре проводов обращают внимание на состояние изоляции, надежность присоединения проводов к подавительным сопротивлениям и состояние резиновых колпачков, надеваемых на провода высокого напряжения и клеммы крышки распределителя.

Для удаления пыли и грязи подавительные сопротивления и колпачки обдувают сжатым воздухом или обтирают куском сухой ткани. Провода с поврежденной изоляцией, а также резиновые колпачки с трещинами следует заменять.

в начало

 

Выключатель зажигания и стартера

Выключатель ВКЗЗО-А зажигания и стартера (рис. 177) установлен на панели приборов, справа от рулевой колонки. При повороте ключа 14 запорный цилиндр 11 выключателя передвигает поводком ротор 8 с контактной пластиной 3, которая соединяет питающую клемму АМ (амперметр) с клеммами КЗ (катушка зажигания), СТ (стартер) или ПР (приемник). Обозначения АМ, ЯЗ, СТ и ПР нанесены на изоляторе выключателя рядом с соответствующими клеммами. При выключенном положении выключателя (см. рис. 9) ток к клеммам КЗ, СТ и ПР не поступает.

 Примечание.   На  автомобилях ГАЗ-24 последующих выпусков устанавливался замок зажигания с противоугонным устройством, унифицированный с замком зажигания ВАЗ-2101 - ВАЗ-2106

Рис. 177. Выключатель зажигания и стартера первых выпусков (без противоугонного устройства)

 

в начало

 

Некоторые рекомендации по устранению неисправностей приборов системы зажигания ГАЗ-24

Надежным показателем исправности системы зажигания служит величина преодолеваемого искрой промежутка между проводом высокого напряжения и массой. Нормальный искровой промежуток должен быть в пределах 6-7 мм.

Характерные неисправности системы зажигания и рекомендуемые способы их устранения приведены ниже.

Для выявления некоторых неисправностей можно рекомендовать простейшие способы.

Если отсутствует искра между электродами всех свечей, надо проверитьцепь тока низкого напряжения между батареей и катушкой зажигания, а также состояние батареи. Для проверки цепи тока низкого напряжения присоединяют к зажиму ВК катушки с помощью дополнительного куска провода подкапотную лампу, которая используется в данном случае в качестве контрольной, устанавливают рычажок лампы в положение включения и включают зажигание.

Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения (батарея - катушка) исправна. Если лампа не загорается, то следует соединить между собой зажимы АМ и КЗ выключателя зажигания коротким куском провода.

Примечание. У замка с противоугонным устройством следует замыкать между собой клеммы, помеченные цифрами "15" и "30/1".

Загорание лампы в этом случае указывает на неисправность выключателя, который следует отремонтировать или заменить.

Если контрольная лампа не загорается, то следует проверить, пользуясь схемой электрооборудования, состояние цепи батарея- выключатель зажигания, проверить исправность проводов, чистоту и плотность соединений на зажимах амперметра, выключателя стартера и батареи. Затем надо проверить исправность проводов, соединяющих подвижную панель с зажимом и подвижную панель с неподвижной панелью в распределителе (см. выше).

Если цепь низкого напряжения исправна, то проверяют цепь высокого напряжения, катушку зажигания, состояние и регулировку контактов прерывателя, осматривают крышку и ротор распределителя, тщательно удаляют нагар с их поверхностей, заменяют крышку и ротор при наличии трещин или следов пробоя.

Следует также проверить, нет ли повреждений изоляции проводов высокого напряжения от катушки к распределителю и от распределителя к свечам. Включив зажигание, проворачивают коленчатый вал стартером и проверяют работу свечей. Если между электродами свечей нет искры, то это означает, что неисправен конденсатор распределителя или катушка зажигания. Если смена конденсатора не приведет к устранению неисправности, то нужно сменить катушку зажигания.

Если только у некоторых свечей наблюдается слабый искровой разряд, работают они с перебоями или совсем не работают, то надо тщательно удалить масло и влагу с элементов системы зажигания, проверить подавительные сопротивления, при необходимости заменить или прочистить работающие с перебоями свечи. Когда все свечи работают с перебоями, нужно проверить и, если необходимо, зачистить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя, проверить исправность цепи первичного тока и исправность центрального контакта 16 (см. рис. 172) распределителя.

Иногда наблюдаются перебои в работе системы зажигания при больших частотах вращения коленчатого вала двигателя. Это нарушение может быть вызвано ослаблением пружины подвижного контакта, которую в данном случае нужно заменить.

Отказ в работе свечей может быть вызван, кроме того, нарушением регулировки карбюратора. При слишком богатой смеси на электродах свечей откладывается сухой нагар, при бедной смеси свечи перегреваются и начинают работать с перебоями.

Замасливание свечей и образование на электродах липкого масляного нагара является результатом износа поршневых колец или длительной работы двигателя на холостом ходу. Свечи чрезмерно нагреваются и разрушаются при отсутствии уплотнительной прокладки между корпусом свечи и головкой цилиндров, в случаях неплотного завертывания свечей и пропуска газов - через неплотности между корпусом и изолятором.

Одну неработающую свечу можно обнаружить, поочередно вынимая провода высокого напряжения из гнезд крышки распределителя. При отключении провода нормально работающей свечи частота вращения двигателя снижается, а при отключении провода поврежденной свечи частота вращения остается неизменной. Свечи" не работающие или работающие с большими перебоями, холоднее остальных; такие свечи можно иногда обнаружить на ощупь.

Неисправная работа свечей - одна из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжиженного масла его необходимо удалить и залить в картер свежее масло, а свечи проверить и неисправные заменить.

Рекомендуется проверять систему зажигания на автомобиле с помощью прибора модели 515-1 Росавтоспецоборудования.

в начало

 

Возможные неисправности системы зажигания ГАЗ-24 и способы их устранения

 

Перебои в работе системы зажигания или отсутствие искры 

1. Подгорание  контактов прерывателя

Зачистить контакты   и    отрегулировать    зазор   между ними

2. Ослабление пружины подвижного контакта прерывателя

2. Замерить  усилие пружины и отрегулировать  ее натяжение.   Если усилие менее 500 гс, заменить пружину

3. Обрыв проводника, соединяющего клемму с подвижным контактом

3. Проверить  соединение   с    помощью контрольной лампы   и устранить повреждение

4. Обрыв   проводника   между   подвижной  панелью   прерывателя  и неподвижной

4. Снять    прерыватель    и    устранить повреждение

5. Пробой или загрязнение ротора и крышки

5. Тщательно протереть ротор и крышку. Ротор  и крышку  с трещинами или прогарами заменить

6. Большой   износ   отверстия   текстолитовой подушки подвижного контакта, втулки кулачка,  кулачка, оси подвижного контакта

6. Изношенные детали заменить

7. Большой  радиальный   зазор валика распределителя

7. Если  зазор   более   0,2-0,3 мм, то вкладыши заменить

  

Затруднен пуск двигателя

Повреждение конденсатора

Проверить   исправность  конденсатора, поврежденный конденсатор заменить

Сильная детонация при резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой 

1. Применение   бензина   с    низким октановым числом

1. Слить   из  бака  топливо   с  низким октановым   числом    и  заправить  бензин с соответствующим октановым числом

2. Слишком раннее   зажигание для данного сорта бензина

2. Уменьшить угол опережения зажигания с помощью октан-корректора

 

Низкая приемистость двигателя

Слишком   позднее   зажигание   для данного сорта бензина Увеличить угол опережения зажигания с помощью октан-корректора

 

Увеличенный расход бензина и снижение мощности двигателя 

1. Заедание грузиков центробежного регулятора опережения зажигания

1. Проверить  регулятор  на  стенде  и устранить повреждение

2. Неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания

2. Проверить   трубку,     соединяющую регулятор  с  карбюратором.   Снять распределитель и проверить действие вакуумного регулятора на стенде. При необходимости заменить  вакуумный регулятор

в начало 

 

 Книга по ГАЗ-24                                                                                              Освещение >

 


www.long-vehicle.narod.ru                                                      Rambler's Top100

Используются технологии uCoz