< Электропроводка и
предохранители
Книга по ГАЗ-24
КОМБИНАЦИЯ
ПРИБОРОВ ГАЗ-24
Щиток приборов
ГАЗ-24
В
комбинации приборов КП101 на щитке смонтированы
спидометр со счетчиком пройденного пути,
амперметр, указатель уровня бензина, указатель
температуры воды, указатель давления масла и
часы, а также контрольные лампы тормоза стоянки,
предельной температуры воды в радиаторе,
дальнего света фар, указателя поворота и
аварийного давления масла.
Щиток
приборов работает в комплекте с датчиками -
температуры воды ТМ100, уровня топлива БМ139-К,
давления масла ММ352, аварийного давления масла
ММ111 и предельной температуры воды ТМ104-Т.
Спидометр приводится в действие с помощью
гибкого вала ГВ20-Д.
С
1975 г. устанавливается щиток приборов со
стрелочным спидометром, печатной электрической
схемой соединений приборов, сигнальных ламп и
ламп освещения и штепсельными разъемами для
присоединения проводов бортовой сети
автомобиля. В щитке есть резервные места для
контрольных ламп, которые будут вводиться по
мере модернизации автомобиля.
При
смене перегоревших ламп и другом обслуживании
необходимо во избежание короткого замыкания и
порчи печатной схемы отсоединять провод массы
аккумуляторной батареи.
Монтажная схема комбинации
приборов выпусков ГАЗ-24 после 1975 года приведена
на рис. 199-1.
Рис. 199-1. Монтажная
схема комбинации приборов ГАЗ-24
Спидометр
ГАЗ-24
На автомобили ГАЗ-24 ранних выпусков
устанавливался спидометр ленточного типа. На
автомобилях более поздних выпусках
устанавливался спидометр стрелочного типа.
Спидометр
ленточного типа состоит из ленточного указателя
скорости движения и суммарного счетчика
пройденного пути (рис.
199).
Указатель
скорости имеет шкалу от 0 до 180 км/ч с ценой
деления 10 км/ч. Механизм указателя скорости
состоит из постоянного магнита, закрепленного на
приводном валике, и алюминиевой картушки,
установленной на оси 14. Эта ось связана через
коническую пару шестерен с барабаном 11. Кроме
того, на ось напрессована втулка со спиральной
пружиной-волоском 12. Внутренний конец волоска
укреплен на втулке оси, а наружный - на
регуляторе, служащем для регулирования
натяжения волоска при сборке указателя скорости
на заводе.
Экран,
расположенный вокруг картушки, предназначен для
увеличения магнитного потока, проходящего через
картушку. Кольцевая лента 10 установлена на двух
барабанах: ведущем 11 и дополнительном. Последний
свободно вращается на своей оси.
Магнитные
силовые линии, пересекая при вращении магнита
картушку, возбуждают в ней электродвижущую силу.
Возникающие в картушке электрические токи
создают собственное магнитное поле.
Взаимодействие этих двух магнитных полей
создает крутящий момент, который увлекает
картушку в сторону вращения магнита. Этот момент
уравновешивается спиральной пружиной-волоском.
Таким образом, картушка вместе с осью и барабаном
поворачивается на угол, пропорциональный
частоте вращения валика спидометра и,
следовательно, соответствующий скорости
движения автомобиля. При повороте барабана
перемещается лента, окрашенная в черный и
красный цвета. Положение линии перехода от
черного цвета к красному соответствует скорости
движения автомобиля.
Суммарный
счетчик 7 пройденного пути состоит из системы
червячных передач и связанных с ними шести
барабанчиков. На внутренней стороне обода
каждого барабанчика имеются зубья, входящие в
зацепление с трибками, связывающими каждую пару
барабанчиков. На наружной стороне обода
барабанчиков нанесены через равные промежутки
цифры от 0 до 9. Крайний правый барабанчик
показывает; десятые доли километра, его цифры
нанесены красным цветом в отличие от остальных
барабанчиков с черными цифрами. Максимальное
показание суммарного счетчика равно 99999,9 км,
после чего он снова начинает отсчет километража
с нуля.
За 1
км пройденного пути ось магнита и соответственно
магнит делают 624 оборота. Направление вращения
оси магнита со стороны привода - левое.
Вращение
к спидометру передается гибким валом плавающей
конструкции (без запора в оболочке). Поэтому при
снятии и установке гибкого вала на место
необходимо следить, чтобы трос не выпал из
оболочки.
В
процессе эксплуатации автомобиля следует
проверять надежность затяжки гаек присоединения
гибкого вала к спидометру и к коробке передач.
Гайки должны быть завернуты от руки до отказа,
причем слабина в креплении наконечников
оболочки гибкого вала при покачивании их рукой
ощущаться не должна.
Гибкий
вал спидометра монтируется на автомобиле так,
чтобы радиус изгибов вала был не менее 150 мм.
Следует учитывать, особенно при смене гибкого
вала, что уменьшение минимального значения
радиуса изгибов приводит к сокращению срока
службы вала и, кроме того, может вызвать
колебания ленты Спидометра и стуки. Вал должен
быть обязательно закреплен скобами. Очень
.вредны крутые изгибы вала, особенно вблизи его
концов. Чтобы предупредить образование крутых
изгибов вблизи концов вала, нельзя допускать
излишней его натяжки.
При
сборке вала на заводе внутрь его оболочки
закладывается специальная смазка, которая
рассчитана на работу при низкой температуре до
-50° С и при высокой - до +55° С. Количество
закладываемой смазки достаточно на весь период
гарантийного срока службы гибкого вала (25 000 км
пробега автомобиля). По истечении этого срока, а
иногда и раньше (например, если автомобиль
систематически работает при жаркой погоде или
если при сборке гибкого вала в оболочку заложено
смазки меньше установленной нормы) возникает
необходимость добавлять смазку внутрь оболочки.
Добавлять смазку нужно и в том случае, если лента
спидометра колеблется при движении автомобиля, а
гибкий вал начинает стучать.
Для
смазки гибкий вал необходимо вынуть из оболочки,
промыть в керосине и высушить. Смазанный по всей
длине смазкой ЦИАТИМ-201 вал снова вставляют в
оболочку.
Если
счетный и скоростной узлы спидометра перестали
работать, необходимо проверить, не отвернулись
ли гайки, соединяющие гибкий вал с прибором и
коробкой передач, и не оборван ли сам гибкий вал.
В
случае обрыва гибкого вала его следует извлечь
из оболочки. Перед установкой нового вала надо
убедиться в том, что причиной обрыва не было
заедание в спидометре. Для проверки присоединяют
конец гибкого вала к спидометру и медленно
проворачивают рукой свободный конец вала.
Проворачивание вала должно быть свободным, без
заеданий, а лента спидометра должна оставаться
на нулевом делении. При резком проворачивании
троса в направлении его вращения,
соответствующем движению автомобиля передним
ходом, лента должна резко смещаться от нулевого
деления, а затем легко возвращаться обратно.
В
случае заедания в спидометре его надо заменить.
Колебания
указателя скорости в больших пределах чаще всего
возникают вследствие неправильного монтажа
гибкого вала (изгибы радиусом менее 150 мм, вал не
закреплен) или недостаточной смазки.
Правильность
показаний указателя скорости можно проверить с
помощью секундомера в следующем порядке:
1.
Поднять домкратом задний мост и поставить его на
устойчивые подставки. Для
надежности подложить упоры
под передние
колеса.
2.
Пустить двигатель и
включить прямую передачу.
Довести частоту вращения двигателя до
такого значения, при котором спидометр точно
показывает скорость, подлежащую проверке, и поддерживать эту частоту
вращения в течение всего времени проверки.
3.
Включить секундомер и через 3-6 с выключить его,
точно заметив показания счетчика в момент
включения и выключения.
4.
Сопоставить скорость, которую показывает
указатель, с той скоростью, которую
он должен показывать при правильной регулировке.
Скорость, которую должен показывать правильно
отрегулированный указатель,
подсчитывается по формуле
V=(Л2-Ла)/I ,где:
V -
скорость в км/ч;
Ла -
показание счетчика в момеш включения
секундомера в км;
Л2 -
показание счетчика в момент
выключения секундомера
в км;
I -
время в ч.
Пример. Л2 - А1 = 6,2 км; I = 0,1 ч (6 мин),
тогда V = 62 КМ/Ч.
Таким
образом, если контрольная проверка
производилась при скорости 60 км/ч, то указатель
скорости дает в данной точке показания ниже на 2
км/ч.
Отклонение
показаний правильно отрегулированного
спидометра не должно превышать следующих
значений: ± 2 км/ч при скорости 20 км/ч; +3 км/ч при
скорости 40 и 60 км/ч; + 5 км/ч при скорости 80 и 100 км/ч;
+ 6 км/ч при скорости 120 км/ч.
Неисправный
спидометр нужно регулировать в
специализированной мастерской.
Рис. 199. Ленточный
спидометр ГАЗ-24
в начало
Указатель уровня
топлива ГАЗ-24
На
автомобиле ГАЗ-24 установлен электромагнитный
указатель уровня бензина логометрического типа (рис. 200),
расположенный в комбинации приборов. Датчик
БМ139-К указателя установлен в бензиновом баке.
Указатель
представляет собой электромагнитный логометр с
неподвижными измерительными катушками и
подвижным постоянным магнитом. Магнит укреплен
на оси стрелки указателя. Катушки указателя
намотаны под углом 90° на специальном
пластмассовом каркасе. Каркас с катушками и
магнитом помещены в специальный экран, чтобы
исключить влияние на них посторонних магнитных
полей.
При
протекании тока по обеим катушкам создается
результирующее магнитное поле. Постоянный
магнит, взаимодействуя с магнитным полем
катушек, устанавливается в положение, зависящее
от направления этого поля. Направление
результирующего магнитного поля зависит от
изменения отношения токов в катушках, это
изменение определяется величиной сопротивления
датчика, зависящей, в свою очередь, от количества
бензина в баке. Для уменьшения влияния
температуры на точность показания прибора одна
из катушек соединена с массой через
сопротивление, являющееся температурным
компенсатором.
Для
установки стрелки на нуль и корректировки
точности при изготовлении прибора использован
постоянный магнит, установленный на кронштейне
оси стрелки.
Датчик
указателя БМ139-К представляет собой реостат,
смонтированный в металлической коробке. Датчик
изменяет сопротивление в зависимости от уровня
бензина в баке, так как его подвижный контакт
связан с рычагом, на конце которого установлен
поплавок.
Указатель
уровня бензина не требует никакого ухода. В
случае выхода прибора из строя следует проверить
электрические соединения, исправность
предохранителя и проводки и, если они в порядке,
заменить указатель или датчик. Если неисправен
прибор или его цепь (нарушены электрические
соединения, предохранитель отключил цепь),
стрелка прибора при включении зажигания
останется неподвижной. Если неисправен датчик
или его цепь, стрелка прибора будет оставаться
правее деления П шкалы независимо от количества
топлива в баке.
При
ремонте электропроводки или замене прибора
нельзя допускать замыкания зажимов указателя и
перепутывания концов проводов, присоединяемых к
этим зажимам. Нарушение этого требования
приводит к перегоранию сопротивления датчика.
Правильность
показаний указателя уровня бензина может быть
проверена наблюдением за положением стрелки
прибора при наполнении или опорожнении бака с
помощью мерной посуды.
Исправный
и правильно отрегулированный прибор при
напряжении 14 В и температуре 20° С обеспечивает
точность показаний в точках 0 и х/4 шкалы примерно
6% от емкости бака, а в точках х/2 и П (полный)
примерно 7 %. При этом смещение стрелки от оси
деления шкалы на ширину стрелки принимается за
погрешность, равную 6%. В остальных точках шкалы
точность показаний прибора не нормируется. При
изменении напряжения в цепи прибора или при
изменении температуры окружающей среды
погрешность может несколько возрасти.
Если
погрешность во всех точках шкалы указателя
равномерно занижена или завышена, то прибор
можно отрегулировать подгибкой рычага поплавка
реостата. Если погрешность превышает допустимые
пределы, то необходимо заменить указатель или
датчик.
Рис. 200. Указатель
уровня бензина
в начало
Указатель
температуры воды ГАЗ-24
Для
контроля температуры охлаждающей жидкости в
двигателе применяется электромагнитный
указатель логометрического типа (рис.201),
расположенной в комбинации приборов. Датчик ТМ100
указателя установлен в водяном насосе.
Указатель
температуры по своей схеме аналогичен указателю
уровня бензина. Датчик указателя температуры,
смонтированный в металлическом корпусе,
представляет собой термистер-полупро-водниковую
шайбу, которая резко меняет свое сопротивление в
зависимости от изменений температуры.
Изменение
температуры охлаждающей жидкости
сопровождается изменением сопротивления
датчика, что, в свою очередь, вызывает изменение
тока в катушках указателя; результирующее
магнитное поле поворачивает постоянный магнит и
стрелку в соответствующее положение шкалы.
Указатель
температуры воды не требует никакого ухода.
Ремонт приемника и датчика в эксплуатационных
условиях невозможен. В случае повреждения
прибора следует проверить только электрические
соединения, исправность предохранителя и
исправность проводки. Если никаких нарушений не
обнаружено, нужно заменить указатель или датчик.
Правильность
показаний указателя температуры может быть
проверена путем сравнения с показаниями
ртутного термометра. Для этого следует вывернуть
датчик, удлинить его провод, нарастив
дополнительный отрезок провода, соединить
корпус прибора отдельным отрезком провода с
зажимом М генератора и погрузить датчик и
ртутный термометр в центр сосуда с кипятком
(подальше от стенок). Зажим датчика погружать в
кипяток не надо. Затем сравнивают показания
указателя и ртутного термометра, постепенно
доливая в сосуд холодную воду.
Точность
показаний указателя температуры при температуре
охлаждающей жидкости 100 и 80° С должна быть в
пределах ± 3°С, при температуре 40° С - в пределах ±
3° С. Если погрешность прибора больше, то
необходимо заменить датчик.
Нужно
постоянно следить за температурой охлаждающей
жидкости и ее уровнем в радиаторе. Выкипание
воды, а также пуск и прогрев двигателя зимой без
охлаждающей жидкости могут вызвать повреждение
датчика.
Рис. 201. Указатель
температуры охлаждающей жидкости
в начало
Указатель давления
масла ГАЗ-24
Для
контроля за давлением масла в системе смазки
двигателя применяется электромагнитный
указатель логометрического типа (рис. 202).
По своей схеме он аналогичен указателям уровня
топлива и температуры. Датчик ММ352 указателя
представляет собой переменное сопротивление,
которое изменяется в зависимости от давления
масла.
Подвижный
контакт реостата 2 связан с мембраной и меняет
сопротивление в зависимости от положения
диафрагмы, которая, в свою очередь, изменяет свою
форму в зависимости от давления масла.
За
указателем давления ухода не требуется. Ремонт указателя и датчика
в эксплуатационных условиях невозможен. При
необходимости можно проверить правильность
показаний указателя, сравнивая их с показаниями
контрольного манометра. Погрешность прибора
должна быть не более ± 0,2 кгс/см2.
Рис. 202. Указатель
давления масла
Датчик аварийного
давления масла ГАЗ-24
Для
дополнительного контроля за давлением масла в
системе смазки в комбинации приборов
смонтирована лампа аварийного давления масла (рис. 203). Датчик лампы
расположен в корпусе масляного фильтра. При
отсутствии давления в системе или при его
понижении до 0,4-0,9 кгс/см2 лампа горит, с
повышением давления больше этого уровня
контакты датчика 1 размыкаются, и лампа гаснет.
Рис. 203. Датчик
лампа аварийного давления масла ГАЗ-24
в начало
Датчик перегрева
воды в радиаторе ГАЗ-24
Для
дополнительного контроля за температурой воды в
системе охлаждения служит лампа предельной
температуры воды в радиаторе (рис. 204).
Датчик
типа ММ104-Т, помещенный в верхнем бачке радиатора,
автоматически включает контрольную лампу в
комбинации приборов при температуре воды 105-108° С.
Свечение контрольной лампы предупреждает
водителя с перегреве двигателя.
Рис. 204. Датчик
перегрева воды в радиаторе ГАЗ-24
Амперметр
Амперметр
показывает силу зарядного или разрядного тока в
цепи батареи. Шкала амперметра - двусторонняя на
30 А. Амперметр следует проверять с помощью
контрольного амперметра. Неисправный амперметр
подлежит замене.
Часы
Часы
типа АЧВ имеют балансовый часовой механизм с
анкерным спуском и электромагнитным механизмом
заводки. Часы потребляют электрическую энергию
только в момент заводки при прохождении тока
через обмотку электромагнита. Подзавод пружины
производится автоматически через каждые 2-4 мин.
Механизм
заводки часов постоянно соединен с источниками
тока и при стоянке автомобиля не отключается. Для
защиты электромагнита от сгорания при падении
напряжения ниже 8 В часы снабжены специальным
предохранителем, который в этом случае прерывает
цепь питания. Чтобы включить предохранитель,
необходимо нажать до отказа и отпустить
пластмассовую кнопку на задней стороне часов.
Для
перевода стрелок служит головка, соединенная
гибким валиком с механизмом стрелок. При
переводе следует нажать на головку и вращать ее
вправо.
в начало
Книга по ГАЗ-24
Радиоприемник
>
www.long-vehicle.narod.ru
|