< Кривошипно-шатунный механизм
Книга по ГАЗ-24
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМ ГАЗ-24
Газораспределительный
механизм состоит из распределительного вала,
шестерен его привода, деталей крепления
распределительного вала, толкателей, штанг
толкателей, коромысел, деталей крепления
коромысел и клапанов с пружинами и тарелками
пружин.
Распределительный
вал ГАЗ-24
Распределительный
вал - стальной кованый, имеет пять опорных шеек.
Шейки опираются на запрессованные в блоки втулки
из малоуглеродистой ленты, залитой баббитом. Для
удобства обработки и сборки диаметры шеек
различны: диаметр первой шбики 52 мм, второй 51 мм,
третьей 50 мм, четвертой 49 мм, пятой 48 мм. Профили
впускного и выпускного кулачков вала одинаковые.
Кулачки по ширине шлифованы на конус с углом 10' -±
2'30".
Вследствие
того, что рабочая поверхность торца толкателя
сферическая, а кулачки конусные, точка касания
торца толкателя с кулачком несколько смещена
относительно оси толкателя. Это смещение
вызывает вращение толкателей во время работы,
благодаря чему достигается их равномерный износ.
Для
повышения износостойкости кулачки, опорные
шейки, эксцентрик привода топливного насоса и
шестерня привода масляного насоса и
распределителя зажигания, выполненные как одно
целое с валом, подвергнуты поверхностной
закалке.
Распределительный
вал 7 приводится во вращение от коленчатого
вала
шестернями с косыми зубьями (рис.23). На
коленчатый вал насажена стальная шестерня, а на
распределительный для обеспечения бесшумной
работы - текстолитовая с чугунной ступицей. Обе
шестерни имеют по два резьбовых отверстия для
съемника.
От
осевых перемещений распределительный вал
удерживается упорным стальным фланцем 67 который
расположен с зазором ОД - 0,2 мм между торцом шейки
распределительного вала и ступицей шестерни 4.
Фланец привернут к блоку двумя болтами.
Необходимый зазор обеспечивается тем, что
распорная втулка 5, зажатая между шестерней и
шейкой вала, толще упорного фланца на 0,1-0,2 мм. Для
улучшения прирабатываемости рабочие
поверхности упорного фланца фосфатированы.
Шестерня закреплена на распределительном валу
при помощи шайбы 2 и болта 1, ввернутого в
резьбовое отверсаие на торце вала. Правильность
фаз распределения обеспечивается установкой
шестерни по меткам; метка 0 на шестерне
коленчатого вала должна совмещаться с риской у
впадины зуба на текстолитовой шестерне (рис. 24).
Рис.23 Привод
распределительного вала
Рис.24 Установочные метки на
распределительных шестернях
Толкатели ГАЗ-24
Толкатели
стальные, наружный диаметр 25 мм. Торец толкателя,
работающий по кулачку, наплавлен отбеленным
чугуном и обработан по сфере с радиусом 750 мм.
Внутри толкателя сделано сферическое углубление
радиусом 8,73 мм, в которое упирается нижний
наконечник штанги. Вблизи нижнего торца
просверлены два отверстия для стока масла из
внутренней полости толкателя.
Толкатели
по наружному диаметру и отверстию под толкатели
в блоке цилиндров разбиты на две размерные
группы, отмечаемые маркировочной краской. При
сборке толкатели следует устанавливать в
отверстия, отмеченные той же краской (табл. 4).
Штанги толкателей
ГАЗ-24
Для
обеспечения стабильности зазоров в клапанном
механизме при нагревании или охлаждении
двигателя ппаяги толкателей выполнены из
дюралюминиевого прутка; на концы ниангп
напрессованы стальные наконечники. Сферические
поверхности наконечников термически обработаны.
Нижний наконечник, опирающийся толкатель, обработан по сфере радиусом
8,73 мм, а
верхний наконечник,
входящий в углубление
регулировочного винта коромысла, - по сфере
радиусом 3,5 мм. Общая
длина штанги равна 281 мм для двигателя: 24Д и 284,5 мм
для двигателя 24-01.
Коромысла ГАЗ-24
Коромысла
5 (рис. 25),
одинаковые для всех клапанов, стальные. В
отверсаие ступицы коромысла запрессована
втулка, свернутая из ленты оловянистой бронзы. На
внутренней поверхности вчулки сделана канавка
для равномерного распределения смазки по всей
поверхности и подвода ее к отверстию в коротком
плече коромысла. Длинное плечо коромысла
заканчивается термически обработанной
цилиндрической поверхностью, опирающейся на
торец стер/кня клапана 10. В конце короткого плеча
выполнено резьбовое отверстие, в которое
ввертывае!ся регулировочный винт 8. В нижнем
конце регулировочного винта имеется сферическое
углубление для наконечника штанги 9, а в верхнем
конце - прорезь для отвертки. Конец винта со
сферическим углублением закален.
Регулировочный
винт имеет центральный канал, соединенный через
поперечный канал и проточку на резьбовой части
винта с каналом в коромысле. Через эти каналы
масло подводшся к верхнему наконечнику штанги.
Регулировочный винт стпорится контргайкой.
Коромысла
установлены на полой стальной оси, которая
закреплена на головке цилиндров при помощи
четырех: стоек из ковкого чугуна и шпилек,
пропущенных через стойки. Четвертая (задняя)
стойка имеет на нижней плоскости фрезерованный
паз, служащий для подвода масла. От осевого
перемещения коромысла удерживаются спиральными
распорными пружинами, прижимающими их к стойкам.
Крайние коромысла удерживаются от перемещения
плоскими пружинами, которые закреплены на оси
при помощи шайб и шплинтов, пропущенных через
ось. Для увеличения износостойкости наружная
поверхность оси под коромыслами закалена. Под
каждым коромыслом в оси просверлено отверстие
для смазки.
Рис. 25. Привод
клапанов
Клапаны ГАЗ-24
Клапаны
изготовлены из жаропрочных сталей: впускной
клапан - из хромокремнистой, а выпускной - из
хромоникельмарганцовистой с присадкой азота. На
рабочую фаску выпускного клапана дополнительно
наплавлен более жаростойкий хромоникелевый
сплав.
Диаметр
стержня обоих клапанов 9 мм. Тарелка впускного
клапана - тюльпанообразная диаметром 47 мм,
выпускного - плоская диаметром 36 мм. Угол седла
обоих клапанов 45°. Высота подъема клапанов 9,5 мм.
Впускной
клапан открывается за 12° до в. м. т. и закрывается
через 60° после н. м. т. Выпускной клапан
открывается за 54° до н. м. т. и закрывается через
18° после в. м. т Указанные фазы действительны при
зазоре между коромыслами и клапанами, равном 0,45
мм. Рабочий зазор установлен для первого и
восьмого клапанов в пределах 0,30-0,35 мм, а для всех
остальных -- 0,35- 0,40 мм. Зазоры проверяют и
устанавливают на холодном (20° С) двигателе. При
увеличенных зазорах возникает стук клапанов, а
при уменьшенных возможно неплотное прилегание
клапана к седлу и прогорание клапана.
На
конце стержня клапанов сделана выточка для
сухариков 3 тарелки пружины клапана, а на стержне
впускных клапанов имеется еще выточка для
маслоотражательного колпачка 1. Пружина 6 клапана
с переменным шагом витков изгоювлена из
термически обработанной высокопрочной
пружинной проволоки и подвергнута дробеструйной
обработке. Пружина опирается на головку
цилиндров через опорную шайбу 13 концом, имеющим
меньший шаг витков.
Тарелки
пружины клапана изготовлены из стали.
Клапаны
работают в металлокерамических направляющих
втулках 12. Втулки изготовлены прессованием с
последующим спеканием смеси из железного,
медного и графитового порошков и обработаны
окончательно после запрессовки в головку.
Антифрикционные качества таких втулок высоки.
Для
уменьшения количества масла, просасываемого
через зазоры между втулкой и стержнем впускного
клапана в цилиндр, на стержень клапана под
тарелкой пружины надет маслоотражательный
колпачок, изготовленный из маслостойкой резины.
Регулировка
зазоров в клапанном механизме ГАЗ-24
Периодически
следует проверять зазоры между носком коромысла
и торцом стержня клапана и при необходимости их
регулировать. Зазоры проверяют и регулируют
только на холодном двигателе.
Для
регулировки зазоров необходимо снять крышку
коромысел, предварительно отсоединив трубку
вакуумного регулятора распределителя зажигания.
Коленчатый
вал надо повернуть в такое положение, при котором
метка в м т. (второй паз по ходу шкива) на ободке
шкива коленчатою вала совпадает с указателем на
крышке распредеяительных шестерен, а оба клапана
первого цилиндра закрыты (коромысла этих
клапанов при этом должны свободно качаться в
пределах зазора). В этом положении вала проверяют
и при необходимости регулируют зазор в клапанном
механизме первою цилиндра (рис. 26). После
регулировки затягивают контргайку и снова
проверяют зазор.
Затем
поворачивают коленчатый вал на пол-оборота,
проверяют и при необходимости регулируют зазор в
клапанном механизме второго цилиндра. Далее,
повернув вал еще на поя-оборота, выполняют те же
операции с клапанами четвертого цилиндра и,
наконец, после поворота вала еще на пол оборота -
с клапанами третьего цилиндра.
Указанные
выше величины зазоров не следует уменьшать даже
при наличии некоторого (;тука, так как это может
вызвать на некоторых режимах работы двигателя
неплотное прилегание клапана к седлу, что
создает возможность его прогорания. Небольшой
стук клапанов хотя и неприятен на слух, но не
вызывает нарушения нормальной работы двигателя.
Рис 26 Регулировка
зазора клапанов
Книга по ГАЗ-24
Система смазки >
www.long-vehicle.narod.ru
|