< Особенности вождения
Книга по ГАЗ-24
ЗАПРАВКА
ЖИДКОСТЕЙ И СМАЗКА АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-24
Заправка системы
охлаждения ГАЗ-24
Емкость
системы охлаждения ГАЗ-24 - 13 литров
Система
охлаждения двигателя заправляется водой или
жидкостью с низкой температурой замерзания
(антифризом). Качество заправляемой воды имеет не
меньшее значение для долговечности и надежности
работы двигателя, чем качество топлива и
смазочных материалов. Чистая мягкая вода снижает
образование накипи и уменьшает коррозию деталей
двигателя.
В
случае применения речной или озерной воды ее
желательно кипятить и фильтровать через
несколько слоев марли. Артезианскую или ключевую
воду можно использовать только после
предварительной обработки специальными
химическими реагентами (например, ионитовыми
фильтрами). Морскую воду применять категорически
запрещается.
Воду,
слитую из системы охлаждения, рекомендуется
сохранять для повторного использования. Следует
грмнить, что частая замена воды усиливает
коррозию и образование накипи.
Зимой
систему охлаждения заправляют антифризом,
представляющим собой смесь воды и эталенгликоля.
Наиболее распространены антифризы марок 40 и 65
(ГОСТ 159-52) с температурой замерзания
соответственно -40° С и -65° С. Так как объем
антифриза увеличивается при нагревании,
заливать его в систему охлаждения следует в
меньшем объеме по сравнению с водой: жидкость 40
заливают на 5-6% меньше объема системы охлаждения,
жидкость 65 - на 7-8%. Антифризы ядовиты, и поэтому в
обращении с ними следует соблюдать большую
осторожность. При заливке необходимо принимать
меры, исключающие попадание антифриза на лицо, в
полость рта, на одежду и т. д. Попадание антифриза
на окрашенные поверхности автомобиля портит их
внешний вид. Нельзя допускать попадания в
антифриз бензина, керосина, масла, так как это
вызывает его сильное вспенивание и выбрасывание
из радиатора.
Доливать
систему охлаждения, заполненную антифризом,
следует только водой (если убыль последовала в
результате выкипания), так как температура
кипения воды ниже, чем этиленгликоля, который
практически не испаряется.
При
открывании пробки радиатора и особенно в случаях
перегрева двигателя нужно соблюдать большую
осторожность. Руку обертывают тканью или
надевают рукавицу, пробку открывают постепенно,
стравливая давление. Быстрое открывание может
привести к выбросу пара и кипятка н, если не
приняты меры предосторожности, возможны ожоги.
Сливать
воду или антифриз надо через два краника: один из
них расположен с правой стороны двигателя и
открывается тягой, а другой - на нижнем бачке
радиатора и открывается поворотом вентиля.
Примечание автора сайта: При
заполнении системы охлаждающей жидкостью,
снимите на время верзний патрубок с радиатора
печки, чтобы стравить из него воздушную пробку.
в начало
Заправка топливом
Заправляя
топливный бак, необходимо исключить возможность
попадания в него грязи, песка, воды и т. п. Перед
открыванием пробки бака следует удалить грязь и
пыль с крышки люка, поверхности верхней части
наливной горловины и пробки.
Не
менее важно следить и за чистотой заправочного
пистолета и заправочной посуды. Если бак
заправляют не на автозаправочной станции,
необходимо пользоваться воронкой с мелким
сетчатым фильтром. Во всех случаях, когда есть
сомнение в чистоте бензина, ему надо дать
отстояться перед заправкой. Такой бензин нельзя
выливать в бак без остатка. Следует избегать
попадания бензина на окрашенные поверхности
кузова и на рассеиватели фонарей.
При
обращении с бензином необходимо строго
соблюдать все меры противопожарной
безопасности. Особая осторожность требуется при
пользовании этилированным бензином, который в
отличие от обычного окрашивается в тот или иной
цвет в зависимости от октанового числа.
Применение этилированного бензина
предусматривает необходимость соблюдения
следующих правил:
1.
Нужно избегать
попадания бензина на поверхность тела и особенно лица, в рот, в
органы дыхания, на
одежду, на обивку
автомобиля и на окраску. Недопустимо
пользоваться этилированным бензином для мойки
деталей, очистки одежды и т. п. Следует помнить,
что этилированный бензин вызывает очень тяжелые
отравления, лечение которых весьма затруднено и
длительно.
2.
Если бензин попал на кожу, необходимо немедленно
(до его высыхания) обмыть ее керосином, вытереть
насухо, а затем вымыть водой, лучше теплой с
мылом.
3.
Одежду, облитую этилированным бензином,
надо сразу же снять и просушить на
открытом воздухе в течение 2 ч, а затем отдатьв
стирку. Ремонтировать
одежду можно только после стирки.
4.
Место в
автомобиле (или в закрытом помещении), облитое бензином, следует вытереть насухо,
а затем протереть
тряпкой, смоченной керосином.
5. В случае
ремонта автомобиля бензин сливают из бака без остатка, продувают
топливопроводы, удаляют бензин из карбюратораи
фильтра тонкой очистки.
в начало
Рекомендации по
смазке
Смазка
уменьшает трение в механизмах и износ деталей.
Своевременность проведения смазочных операций и
качество смазочных материалов в значительной
степени определяют долговечность автомобиля.
Периодичность смазки и тип
применяемых масел для смазки механизмов
автомобиля ГАЗ-24 Волга приведены в карте
смазки.
При
эксплуатации автомобиля на пыльных и грязных
дорогах периодичность смазочных операций
рекомендуется сокращать вдвое. Перед введением
смазки в механизмы необходимо убедиться в
чистоте смазочных материалов, посуды и
приспособлений (шприц, воронка и т. п.) и вымыть
автомобиль. Место вокруг заливочных отверстий и
масленки должны быть тщательно очищены. После
смазки потеки масла следует удалить.
Рекомендуется
выполнять следующие операции по смазке
автомобиля:
1.
Шкворни и резьбовые втулки передней подвески
смазывать с помощью шприца через пресс-масленки
(по три масленки с каждой стороны автомобиля) до
тех пор, пока смазка не начнет выдавливаться
из-под уплотнительных колец смазываемых
соединений (рис 234). После смазки
обязательно закрыть пресс-масленки резиновыми
колпачками, чтобы при последующей смазочной
операции грязь не попадала в подшипники.
2
Втулку валика распределителя зажигания
смазывать одним оборотом крышки колпачковой
масленки, наполненной консистентной смазкой
ЦИАТИМ-201. Втулку
кулачка прерывателя
смазывать пятью каплями масла для двигателя,
после предварительного снятия ротора и сальника
под ним. На фильтр кулачка и ось рычажка
прерывателя пускать по одной капле того же масла.
3
Подшипники водяного насоса
смазывать до тех пор, пока смазка не начнет
выходить из контрольного отверстия
Излишек
смазки нужно убрать, так как она может попасть на
ремни привода вентилятора и испортить их В
случае применения смазки 1-1 Зж (вместо ЯНЗ-2)
операцию смазки производить через 3 тыс. км
пробега
4. В
картере двигааеля уровень масла проверять перед
каждым выездом с помощью стержневого указателя и
через каждые 300- 500 км пути (в зависимости от
состояния двигателя). Поддерживать уровень масла
вблизи метки "П" указателя. Для более
точного определения уровня масла пустить
двигатель и дать ему поработать несколько минут
до нагрева. Замер производить через 3- 4 мин после
остановки двигателя, чюбы масло успело стечь в
картер из фильтра, каналов и со стенок картера.
Масло
в картере двигателя заменять после поездки, пока
оно горячее.
Фильтр
вентиляции картера двигателя очищать
одновременно со сменой масла в двигателе в
следующем порядке, снять фильтр с двигателя,
промыть его в керосине, просушить, опустить в
масло для двигателя, вынуть, дать стечь из
фильтра избытку масла и поставить фильтр на
место. При работе на пыльных дорогах очистку
фильтра вентиляции двигателя производить чаще.
Езда с сухим (несмоченным маслом) фильтром
вызывает повышенный износ двигателя.
Одновременно
со сменой масла в двигателе заменить фильтрующий
элемент, который имеет номер 412-1017140, наружный
диаметр 71 мм, высоту 156 мм. При смене элемента
отвернуть пробку 11 (см рис. 27) и слить отстой,
вывернуть головку стержня 8 (см. рис. 33) и снять
крышку 10. Очистить внутреннюю поверхность
корпуса фильтра и отверстия в стержне 2 Собрать
фильтр с новым элементом.
К
маслам, которые следует применять для
карбюраторных двигателей, относятся:
всесезонные М63/10 по ТУ 38-1-01-415-73 или М-10ГИ по ТУ
38-1-01-48-70 при температуре до -30° С; летние М-12 по ТУ
38-1-01-415-73 или М-12ГИ по ТУ 38-1-01-48-70 при температуре от
+5° С и выше; зимние М-8 по ТУ 38-1-01-415-73 или М-8ГИ по ТУ
38-1-01-48-70 при температуре от +5° С до -25° С.
Не
следует путать масла для карбюраторных
двигателей с маслами для дизелей, имеющими
сходную маркировку
Смену
масла в картере двигателя при эксплуатации
автомобиля на городских и загородных дорогах с
асфальтовым, бетонным и другим
усовершенствованным твердым покрытием,
находящимся в хорошем состоянии, производят
через каждые 10 тыс км пробега, одновременно
сменяя фильтрующий элемент и промывая фильтр
вентиляции.
На
плохих дорогах заменяют масло через 6 тыс. км
пробега.
Через
одну смену масла рекомендуется промыть систему
смазки двигателя, для чего слить из картера
горячего двигателя старое масло, залить чуть
выше метки 0 на указателе уровня специальное
моющее масло ВНИИ НП-ФД по ТУ 38-1-279-69 и поработать
на нем с малой частотой вращения в течение 10 мин.
Затем моющее масло слить, заменить сменный
фильтрующий элемент и залить свежее масло.
При
замене масла в картере двигателя с одндй марки на
другую промывка картера двигателя
обязательна.
5. Для смены масла в
воздушном фильтре снять крышку фильтра, вынуть
фильтрующий элемент, промыть его в керосине и
просушить. Очистить корпус фильтра внутри от
грязного масла и отстоя, налитьв него 450 см3
чистого масла, можно отработанного, но
отстоявшегося. Нижний слой отстоявшегося масла,
содержащий механические примеси, для фильтра
применять нельзя. Перед сборкой фильтрующий
элемент нужно окунуть в масло и, после того как
избыток масла стечет, собрать фильтр.
6.
Крестовина кардана не имеет
предохранительного клапана,
поэтому нагнетать смазку в подшипники шарниров
нужно энергичными движениями шприца до тех пор,
пока она не начнет выходить из-под сальников всех
шипов крестовины. Для карданов запрещается
применение консистентных смазок. Карданные
шарниры смазывать через 12
тыс. км,
а при движении по грязным дорогам - через 6
тыс. км.
7.
Для замены смазки в подшипниках ступицы передних
колес (см. рис. 122) снять ступицу, вынуть
наружный подшипник, промыть подшипники и ступицу
в керосине и протереть их насухо. Проверить
исправность подшипников. Заполнить каждую
ступицу свежей смазкой (приблизительно по 150 г).
Обильно смазать внутренний подшипник, заполнив
пространство между роликами и между подшипником
и сальником. Полностью заполнить колпак ступицы.
При установке колпака на место обильно смажется
наружный подшипник.
8. Заменить масло
в коробке передач после поездки, пока оно
горячее. Свежее масло заливать до уровня
маслонаполнительного отверстия, находящегося с
правой стороны картера. Через каждые12 тыс. км
проверять уровень масла.
9.
Заменять масло в картере заднего моста после
поездки, пока оно горячее. Свежее масло наливать
до уровня маслонаполнительного отверстия. Через
каждые 12 тыс. км проверять уровень масла.
Рис 234. Точки
смазки шкворней и резьбовых втулок передней подвески
ГАЗ-24 Волга
в начало
Карта
смазки автомобиля ГАЗ-24 Волга
Наименование
операций |
Кол- во точек |
Масла и смазки |
Периодичность
смазки в тыс км |
6 |
12 |
24 |
Смазка шкворней и
резьбовых втулок передней подвески |
6 |
Масло
трансмиссионное ТАП-15В, ТАД-17
|
X |
- |
- |
Смазка распределителя
зажигания |
1 |
ЦМАТИМ 201, ГОСТ 6267-59 |
X |
- |
- |
Смазка водяного
насоса |
1 |
Смазка ЯНЗ 2, ГОСТ
4432-60 |
X |
- |
- |
Замена масла в картере двигателя и смена
фильтрующего элемента |
1 |
МаслоМ-10Г или М-10ГИ |
X |
- |
- |
Промывка воздушного фильтра и замена
масла |
1 |
МаслоМ-10Г или М-10ГИ |
X |
- |
- |
Смазка карданных шарниров |
2 |
Масло МС-20 или МК-22.
Заменитель - масло
трансмиссионное ТАП- 15В или ТАД-17 |
- |
X |
- |
Замена смазки в
подшипниках ступиц передних колес |
2 |
Смазка 1 13ж, ГОСТ
1631-61 или Литол-24 ТУ 38-101139 71 |
- |
- |
X |
Замена масла в
коробке передач |
1 |
Масло трансмиссионное
ТАП-15В или ТСп-14 МРТУ 38 1Г-3 68 или ТАД17 |
- |
- |
X |
Замена масла в картере заднего моста |
1 |
Масло для гипоидных
передач легковых автомобилей, ГОСТ 4003-53 |
- |
- |
X |
в начало
Книга по ГАЗ-24
Техобслуживание >
www.long-vehicle.narod.ru
|