< Обкатка
Книга по ГАЗ-24
ПУСК
ДВИГАТЕЛЯ ГАЗ-24
В
теплую погоду исправный двигатель пускается
легко, но в холодное время для быстрого пуска
двигателя необходимы определенные знания и
навыки. Как правило, пуск двигателя производится
стартером. В случае неисправности стартера или
недостаточного напряжения батареи двигатель
можно пускать с помощью пусковой рукоятки. При
этом нужно правильно держать пусковую рукоятку (рис. 229),
иначе можно повредить руку.
Рис. 229. Применение
пусковой рукоятки
Следует
различать три случая пуска двигателя: пуск
теплого (или горячего) двигателя, пуск холодного
двигателя при умеренной температуре (выше 5° С) и
пуск холодного двигателя при температуре ниже 5°
С.
Пуск теплого
(горячего) двигателя ГАЗ-24
Пуск
теплого двигателя надо производить в следующем
порядке:
1.
Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2.
Выжать педаль сцепления.
3.
Слегка нажать на педаль
дроссельной заслонки.
4.
Включить зажигание.
5.
Повернуть ключ в крайнее правое положение и
вращать коленчатый вал двигателя стартером (не
более 5 с).
6.
Как только двигатель начнет работать, опустить
ключ, который с помощью пружинного устройства во
включателе возвратится в фиксированное
положение включения зажигания.
Теплый
двигатель, как правило, пускается с первой
попытки. Если с первой попытки двигатель не
удается пустить, то нужно после паузы в 10-15 с
снова включить стартер, но также не более чем на 5
с.
Двигатель,
требующий всегда несколько попыток для пуска,
нуждается в регулировке, устранении
неисправностей карбюратора и проверке системы
зажигания.
В
большинстве случаев причиной плохого пуска
двигателя является переобогащение смеси из-за
неисправности карбюратора (повышенный уровень
бензина в поплавковой камере, неплотность
игольчатого клапана), чрезмерного прикрытия
воздушной заслонки, накачивания топлива
ускорительным насосом, неправильной регулировки
системы холостого хода (богатая смесь).
Для
устранения переобогащения смеси следует продуть
цилиндры свежим воздухом. Для этого нажимают до
отказа на педаль дроссельной заслонки (один раз)
и вращают стартером коленчатый вал (но не более 5
с). При этом в цилиндрах начинаются вспышки
рабочей смеси, и двигатель пускается.
При
пуске горячего двигателя прикрывать воздушную
заслонку карбюратора совершенно недопустимо.
Нельзя также резко и многократно нажимать на
педаль управления дроссельной заслонкой, так как
при этом ускорительный насос карбюратора подает
во впускную трубу дополнительную порцию бензина,
вызывающую переобогащение рабочей смеси, что
затрудняет пуск двигателя.
Очень
горячий двигатель, и особенно если он
остановился вследствие перегрузки (при движении
по тяжелой дороге, на подъеме и т. п.), более
склонен к переобогащению смеси при пуске;
поэтому рекомендуется одновременно с включением
стартера нажать до отказа на педаль дроссельной
заслонки. Таким образом будет обеспечена
продувка цилиндров, и двигатель легче пустится.
в начало
Пуск холодного
двигателя при умеренной температуре (до 5° С)
Пуск
холодного двигателя при умеренной температуре
(до 5° С) после длительной стоянки рекомендуется
производить в следующем порядке, предварительно
подкачав топливо в карбюратор ручным рычагом
топливного насоса для возмещения потерь топлива
вследствие испарения:
1.
Вытянуть до отказа кнопку управления воздушной
заслонкой.
2.
Поставить рычаг переключения передач в
нейтральное положение.
3.
Выключить сцепление, нажав до отказа на педаль.
Это разгружает стартер, так
как в противном случае ему пришлось бы
одновременно с коленчатым валом вращать
и шестерни коробкипередач,
находящиеся в загустевшем масле.
4.
Включить зажигание и стартер.
5.
Как только двигатель
начнет работать, отпустить ключ и
приоткрыть воздушную заслонку карбюратора настолько, чтобы частота вращения
коленчатого вала двигателя была устойчивой.
6.
По мере прогрева двигателя кнопку управления
воздушной заслонкой возвращать в исходное
положение до полного открытиязаслонки.
Если
температура воздуха высокая (летом), при пуске
холодного двигателя обогащать смесь (прикрывать
воздушную заслонку) следует умеренно, чтобы
исключить попадание лишнего бензина во впускную
трубу. После пуска двигателя кнопку управления
воздушной заслонкой нужно сразу же вдвинуть
настолько, чтобы двигатель работал устойчиво, и
по мере прогрева двигателя постепенно
возвращать ее в исходное положение.
Обычно
двигатель с правильно отрегулированным
карбюратором и исправной системой зажигания
пускается с первой или второй попытки. Причинами
неудовлетворительного пуска могут быть плохая
подача топлива в карбюратор, применение бензина
низкого качества, неудовлетворительное
состояние контактов прерывателя или
неправильная величина зазора между ними, утечка
тока высокого напряжения в крышке
распределителя вследствие ее загрязнения,
неисправность или большое количество нагара на
свечах, неисправность электропроводки.
Начинать
движение автомобиля можно только после прогрева
двигателя в течение 2-3 мин при умеренной частоте
вращения. Для ускорения прогрева следует
закрывать жалюзи.
При
прогревании двигателя нельзя допускать его
работу с большой частотой вращения коленчатого
вала, так как холодное загустевшее масло
медленно доходит до подшипников, и они могут быть
выплавлены.
в начало
Пуск холодного
двигателя при низкой температуре (ниже 5° С)
а) Подогрев
двигателя
Для
успешного пуска холодного двигателя при низкой
температуре воздуха (ниже 5° С) необходимо прежде
всего легкое проворачивание коленчатого вала.
Нужно, чтобы сила давления газов от вспышки в
одном цилиндре была достаточной для поворота
коленчатого вала по меньшей мере до положения,
соответствующего вспышке в следующем цилиндре.
Поэтому прежде чем приступать к пуску холодного
двигателя, следует обеспечить легкое вращение
коленчатого вала.
Проворачивание
коленчатого вала пусковой рукояткой без
большого усилия с заметным сопротивлением от
компрессии в цилиндрах, а также вращение его
стартером без ощутимой перегрузки
свидетельствуют о том, что можно приступить к
пуску двигателя. Однако при очень низкой
температуре масло густеет, и для обеспечения
легкого вращения коленчатого вала двигатель
следует подогревать.
Рекомендуются
три способа подогрева двигателя: заливка горячей
воды в систему охлаждения, внешний подогрев
картера двигателя и заливка горячего масла в
картер.
Для
прогрева горячей водой ее заливают в радиатор и
по мере остывания сливают через сливной краник,
одновременно пополняя систему но(выми порциями
горячей воды. Двигатель будет готов к пуску,
когда коленчатый вал начнет вращаться пусковой
рукояткой легко с ощущением сопротивления от
компрессии в цилиндрах. Для такого способа
прогрева необходимо иметь несколько ведер
горячей воды. Применение теплой воды не дает
нужного эффекта.
Примечание автора сайта: если в
системе нет тосола, то в любой мороз двигатель
прогревается после заполнения системы 13 литрами
горячей (не ниже 40-50 градусов) воды.
Внешний
подогрев картера двигателя с находящимся в нем
маслом осуществляется с помощью паяльной лампы
или электронагревателей. При этом следует
избегать местных перегревов картера и масла.
Данный способ подготовки двигателя к пуску дает
лучшие результаты при одновременном подогреве
цилиндров горячей водой.
При
использовании способа заливки в двигатель
горячего масла необходимо после окончания
работы автомобиля слить масло из картера в
чистую посуду. Это масло нагревают до
температуры 80-90° С и заливают в двигатель
непосредственно перед пуском. Заливать теплое
масло вместо горячего совершенно бесполезно.
Данный способ отличается большей трудоемкостью,
и, кроме того, увеличивается вероятность
загрязнения масла при сливе и хранении.
Примечание автора сайта: не
встречал ни одного автолюбителя, который решился
бы использовать этот способ.
в начало
б) Состав
смеси для успешного пуска двигателя
Смесь
топлива с воздухом хорошо воспламеняется только
при определенном качественном составе, слишком
бедная или слишком богатая смесь воспламеняется
плохо. Поэтому при пуске холодного двигателя при
низкой температуре особенно важно не только
подавать дополнительное количество воздуха в
цилиндры, но и принимать меры для наиболее
полного испарения и распыливания топлива.
Количество
топлива, дополнительно подаваемого в цилиндры
при пуске, не должно быть чрезмерным, так как при
первых вспышках лишнее топливо, устремляясь в
цилиндры, заливает свечи и затрудняет пуск.
Для
образования в цилиндрах рабочей смеси
необходимого качественного состава
рекомендуется при полностью вытянутой кнопке
управления воздушной заслонкой карбюратора
(заслонка закрыта) проворачивать коленчатый вал
двигателя пусковой рукояткой, не включая
зажигание и не открывая дополнительно
дроссельную заслонку. Дроссельная заслонка при
этом будет открыта автоматически на нужную
величину.
При
таком способе подачи бензина его испарение и
распыливание обеспечиваются благодаря
увеличенному разрежению в смесительной камере
карбюратора и впускной трубе и поступлению части
топлива через систему холостого хода
карбюратора. Для лучшего испарения топлива при
пуске двигателя в холодное время рекомендуется
прогревать впускную трубу. С этой целью
необходимо иметь 4-5 л горячей воды, которую
следует лить постепенно тонкой струей на
поверхность впускной трубы.
Пускать
двигатель следует при полностью прикрытой
воздушной заслонке стартером или пусковой
рукояткой, не открывая дополнительно
дроссельную заслонку педалью. Последнее
необходимо для того, чтобы скопившееся во
впускной трубе топливо не было сразу увлечено
воздухом в цилиндры и не залило бы свечи.
Сразу
же после пуска необходимое количество воздуха
поступит в смесительную камеру через клапан в
воздушной заслонке, обеспечивая устойчивую
работу двигателя. Дроссельная заслонка при этом
должна быть открыта настолько, насколько ее
открыл привод, связанный с воздушной заслонкой.
По мере прогрева двигателя и увеличения частоты
вращения кнопку управления воздушной заслонкой
нужно постепенно возвращать в исходное
положение. Поддерживая устойчивую, но не слишком
большую частоту вращения, продолжают прогрев
двигателя до тех пор, пока он не начнет устойчиво
работать на холостом ходу при полностью открытой
воздушной заслонке.
Во
избежание повышенного отложения нагара на
электродах и изоляторах свечей необходимо
тщательно отрегулировать систему холостого хода
карбюратора и не допускать длительной работы
двигателя на холостом ходу, а также движения с
непрогретым двигателем.
в начало
в)
Проверка мощности искры
Надежное
воспламенение рабочей смеси в цилиндрах зависит
и от мощности искрового разряда между
электродами свечей. Достаточная мощность
разряда опдеделяется по четкости искры и ее
цвету.
Для
проверки искры нужно вывернуть свечу из
цилиндра, присоединить к ней провод высокого
напряжения, положить на двигатель (соединить с
массой) и включить зажигание. Если при
проворачивании коленчатого вала промежуток
между электродами свечи пробивает слабая искра
красного цвета, то система зажигания неисправна
и пустить двигатель будет затруднительно. Искра
должна быть голубоватого цвета и достаточно
мощной.
При
наступлении холодов надо проверить всю проводку
системы зажигания, очистить и подтянуть зажимы,
заменить неисправные провода, проверить батарею.
Следует
также проверить чистоту контактов прерывателя и
правильность зазора между ними, очистить свечи,
снять нагар с их электродов, отрегулировать
зазор. Желательно поставить новые свечи или
заменить хотя бы свечи со значительным износом
электродов, работающие с перебоями. Перед зимней
эксплуатацией, там, где это необходимо, следует
увеличить плотность электролита в соответствии
с сезоном (см. разд. "Аккумуляторная
батарея") и полностью зарядить аккумуляторную
батарею.
в начало
г)
Порядок пуска холодного двигателя
Пуск
холодного двигателя при низкой температуре
рекомендуется производить в следующем порядке:
1.
Одним из вышеизложенных способов обеспечить
легкое проворачивание коленчатого вала, чтобы на
пусковой рукоятке отчетливо ощущалась
компрессия в цилиндрах,
2.
Приготовить перед пуском 4-5 л горячей воды с
температурой не ниже 80° С.
3.
Подкачать топливо рычагом топливного насоса.
4.
Подогреть впускную трубу, медленно
вылив на нее тонкой струей горячую воду.
5.
Поставить рычаг коробки передач в нейтральное
положение.
6.
Вытянуть до отказа кнопку управления воздушной
заслонкой.
7.
Повернуть коленчатый вал
двигателя пусковой рукояткой на три-четыре
оборота.
8.
Выключить сцепление.
9.
Включить зажигание и
пускать двигатель стартером или рукояткой. Стартер
держать включенным не более 5 с с интервалами
между включениями в 10-15 с.
10.
Как только двигатель начнет работать, сразу же
выключить стартер и
вдвинуть кнопку управления воздушной
заслонкой на 1/4
ее хода. По мере прогрева
продолжать открывать воздушную заслонку так,
чтобы обеспечивались устойчивые обороты
двигателя.
До
полного прогрева двигателя нельзя допускать
большой частоты вращения коленчатого вала, так
как холодное масло плохо проходит к подшипникам,
и они могут быть выплавлены.
11.
Закрыть сливные краники системы охлаждения и
медленно заполнить систему водой, чтобы успел
выйти воздух.
При
пуске двигателя стартером следует учитывать, что
муфта включения стартера при вспышках в
отдельных цилиндрах не выключается и допускает
одновременное проворачивание коленчатого вала
под давлением вспышек в цилиндрах и стартером.
Поэтому при появлении отдельных вспышек в
цилиндрах стартер следует держать включенным до
тех пор, пока двигатель не заработает. Однако, как
только двигатель заработает, стартер следует
немедленно выключить, чтобы не допустить его
повреждения. Для увеличения срока службы батареи
рекомендуется пуск холодного двигателя
производить рукояткой. Кроме того, следует
учитывать, что зимой емкость батареи
уменьшается.
В
случае попадания лишнего топлива в цилиндры, о
чем свидетельствует отсутствие вспышек, белый
пар, выходящий из выпускной трубы, мокрые
изоляторы и электроды свечей, нужно прекратить
попытки пуска. Следует предварительно очистить и
просушить свечи и продуть цилиндры способом,
описанным выше. Прежде чем вновь пускать
двигатель, рекомендуется прогреть еще раз
впускную трубу.
При
пуске холодного двигателя на морозе горячую воду
в системе охлаждения следует заливать лишь после
начала работы двигателя. Заливать нужно
достаточно горячую воду, так как до полного
разогрева двигателя клапан термостата системы
охлаждения будет закрыт, вода через радиатор
циркулировать не будет, и система охлаждения
может быть заморожена.
в начало
Пуск
двигателя буксированием
Главное
условие успешного пуска двигателя - это легкое
вращение коленчатого вала и отчетливое ощущение
сопротивления компрессии в цилиндрах при
проворачивании вала пусковой рукояткой. Но в
этом случае двигатель легко может быть пущен и
без буксирования. Поэтому буксирование
целесообразно только для продувки цилиндров, а
также для пуска двигателя при неисправной или
разряженной батарее.
Для
пуска двигателя буксированием автомобиля
необходимо следующее:
1.
Присоединить буксирный трос, цепь или веревку
достаточной прочности к буксирному устройству
буксирующего автомобиля и к буксирной проушине
буксируемого автомобиля.
2.
Включить зажигание, нажать на педаль сцепления и
включить третью или четвертую передачу.
3.
Начать движение автомобиля на буксире с
выключенным сцеплением. По достижении скорости
15 - 20 км/ч плавно отпускать педаль
сцепления, одновременно нажимая на педаль
управления дроссельной заслонкой. Если с первой
попытки пуск двигателя не удался, следует, не выключая
передачи, снова нажать на педаль сцепления и
плавно отпускать ее. Так продолжают до тех пор,
покадвигатель не начнет работать. Пускать
двигатель на скорости буксирования выше 15-20 км/ч
опасно, так как при внезапном пуске возможен
наезд на буксирующий автомобиль.
4.
Как только двигатель заработает, сразу же нажать
на педаль сцепления, установить рычаг
переключения передач в нейтральное положение и
дать сигнал буксирующему автомобилю об
остановке.
При
пуске двигателя следует обратить внимание на
показания манометра, и если через 10-15 с стрелка
будет еще оставаться на левой отметке, то нужно
немедленно остановить двигатель и устранить
причину неисправности.
в начало
Остановка
двигателя
Для
остановки двигателя следует выключить
зажигание. Длительная работа двигателя на
холостом ходу способствует отложению нагара на
электродах свечей, на поверхности камер сгорания
и днищах поршней, что ухудшает последующий пуск
двигателя.
Сильно
разогретый двигатель, работавший с большой
нагрузкой, нельзя останавливать сразу же после
прекращения движения автомобиля. В этом случае
двигатель должен поработать 2-3 мин с малой
частотой вращения, для того чтобы клапаны,
толкатели и другие детали несколько остыли.
Остановка сильно разогретого двигателя сразу же
после прекращения движения может вызвать
одиночные вспышки в цилиндрах (при выключенном
зажигании) в результате самовоспламенения смеси,
нагревающейся от стенок цилиндров и других
горячих деталей. Такие вспышки вредны для
двигателя и неприятны для пассажиров, сидящих в
автомобиле.
В
случае длительной стоянки на морозе во избежание
замерзания воды в системе охлаждения
рекомендуется прогревать двигатель
кратковременной (не более 5 мин) работой с малой
частотой вращения, а затем совершая небольшую
поездку.
в начало
Книга по ГАЗ-24
Особенности вождения >
www.long-vehicle.narod.ru
|