< Сигнализатор
Книга по ГАЗ-24
Тормозные
механизмы передних и задних колес ГАЗ-24-2410-31029
Для
торможения автомобиля с максимальной
эффективностью, без потери устойчивости и
управляемости, требуется оптимальное
соотношение между тормозной силой на каждом
колесе и приходящейся на него нагрузкой.
Выполнение этого требования усложняется тем, что
в процессе торможения происходит
перераспределение нагрузки на его колеса
пропорционально замедлению. Перераспределение
нагрузки для данного замедления зависит от
высоты центра тяжести и расстояния между осями
автомобиля.
При
идеальном соотношении тормозных сил все колеса
должны блокироваться одновременно вне
зависимости от дорожных условий или
распределения нагрузки на колеса автомобиля.
Практически при выборе соотношения тормозных
сил принимают компромиссное решение между
требованиями максимального замедления и
устойчивости автомобиля при торможении, так как
весьма сложно сделать это соотношение
переменным, чтобы оно отвечало изменениям
нагрузки автомобиля и дорожным условиям
одновременно.
Как
известно, на нарушение устойчивости при
торможении оказывает влияние преждевременная
блокировка (юз) задних колес. При блокировке
передних колес автомобиль становится
неуправляемым при торможении.
Однако
считают, что по мере роста скоростей движения
автомобилей занос, вызываемый блокировкой
задних колес, значительно опаснее, чем потеря
управляемости при экстренном торможении.
Поэтому соотношение тормозных сил выбрано в
соответствии с перераспределением веса
автомобиля на переднюю и заднюю оси при
торможении с замедлением 0,60-0,65 м/с2. В этом случае
на переднюю ось приходится около 60% веса
автомобиля, на заднюю - соответственно 40%.
Следовательно, передние тормоза должны быть в
полтора раза эффективнее задних.
С
учетом этого обстоятельства на автомобиле ГАЗ-24
установлены передние тормоза с двумя рабочими
цилиндрами и двумя ведущими тормозными
колодками, которые обладают определенной
степенью серводействия, т. е. самозатормаживания
при торможении движущегося вперед автомобиля.
Эффективность такого тормоза при торможении
движущегося назад автомобиля будет примерно в 3,5
раза ниже, так как в этом случае отсутствует
явление самоторможения. Поэтому задние тормоза
имеют по одному рабочему цилиндру, по одной
ведущей и одной ведомой колодке. Такое сочетание
тормозов дает требуемое соотношение
эффективности тормозных механизмов 1,5 I 1.
Передний
тормозной механизм ГАЗ-24 и ГАЗ-2410-31029 (см. Рис. 147)
имеет два колесных цилиндра 3 с внутренним
диаметром 32 мм. Каждый цилиндр действует на свою
тормозную колодку. Обе колодки одинаковые и
имеют накладки длиной 250 мм, смещенные к
установочному отверстию на колодке.
Задний
тормозной механизм (рис.148) имеет
один колесный цилиндр 11 двухстороннего действия
с внутренним диаметром 32 мм для ГАЗ-24 и 28 мм для
ГАЗ-2410-31029, который приводит в действие обе
колодки 6 и 13. Передняя колодка 6 имеет накладку
длиной 300. мм, а задняя колодка 13 одинаковая с
колодками переднего тормоза (см. рис. 191).
в начало
Устройство
тормозных механизмов колес ГАЗ-24-2410-31029
Тормозной
щит 10 тормозного механизма переднего колеса (рис. 147),
установленный и сцентрированный на цапфе
поворотного кулака, изготовлен из листовой стали
толщиной 3 мм. На тормозном щите с помощью опорных
пальцев 9 колодок закреплены два колесных
цилиндра 3.
На
опорном пальце между шайбой под его головкой и
опорной проушиной колесного цилиндра неподвижно
посажен латунный эксцентрик 8 с эксцентриситетом
1,5 мм, на котором свободно качаются тормозные
колодки 4. Поворачивая опорный палец, смещают
опорные концы колодок относительно оси
тормозного щита благодаря действию
эксцентриков. Этим устройством пользуются
только при начальной регулировке зазора между
накладкой тормозной колодки и барабаном во время
сборки тормоза на заводе или при ремонте, когда
производят замену колодок или накладок. При
правильной установке колодок с неизношенными
накладками и тормозным барабаном метки а на
пальцах должны быть расположены, как показано на рис. 147 и рис.148.
Обод
колодки и ребро вырублены из листовой стали и
сварены рельефной электросваркой. Фрикционные
накладки приклеены к тормозным колодкам
специальным клеем ВС-10Т, который требует сушки с
прижатой к колодке накладкой под давлением 5-8
кгс/см2 в течение 40 мин при температуре 190° С.
Наружная поверхность накладок отшлифована так,
чтобы их радиус был на 0,2-0,5 мм меньше радиуса
тормозного барабана; это ускоряет регулировку
зазоров и обеспечивает равномерное прилегание
накладок к барабану.
Приклеенные
фрикционные накладки сохраняют
работоспособность практически до износа на
полную толщину, т. е. увеличивают пробег
автомобиля до замены накладок в 2 раза по
сравнению с приклепанными. Кроме того, полезная
площадь трения приклеенных накладок
увеличивается по сравнению с приклепанными за
счет отсутствия цекованных отверстий. Гладкая
поверхность трения накладки не допускает
скопления продуктов износа и абразивных частиц
дорожной пыли, что значительно снижает износ
рабочей поверхности тормозного барабана.
Передние
концы колодок входят в пазы наконечников поршней
6 (см. рис. 147)
колесных цилиндров 3. В средней части колодка
прижата к опорному винту 11 пружиной. Опорный винт
установлен так, что высота его выступающей части
правильно ориентирует колодку по отношению к
рабочей поверхности барабана. Установка винта
производится в заводских условиях на
специальном приспособлении, и поэтому при
разборке тормозного механизма вывннчи-вать
опорный винт не рекомендуется.
Передний
тормозной механизм ГАЗ-24 и ГАЗ-2410-31029 (Рис. 147)
имеет две одинаковые колодки с длиной 250 мм,
смещенные к установочному отверстию на колодке.
Задний
тормоз (см. рис.148)
имеет один колесный цилиндр, действующий на обе
колодки. Детали цилиндра такие же, как и у
переднего. В нижней части тормозного щита
расположены опорные пальцы 2, на которые надеты
такие же, как у передних тормозов, латунные
регулировочные эксцентрики. При правильной
установке тормозных колодок с новыми
неизношенными накладками и барабанами метки а на
пальцах должны быть расположены навстречу одна к
другой.
Задний
тормозной механизм ГАЗ-24-2410-31029 имеет две
разные колодки. Передняя колодка 6 имеет накладку
длиной 300 мм, а задняя колодка 13 одинаковая с
колодками переднего тормоза (с накладкой длиной
250мм ) (см. рис.148).
Рис. 147. Тормозной
механизм переднего колеса
Рис. 188. Тормоза
рабочие передние (сборка)
Рис. 148. Тормозной
механизм заднего колеса
Рис. 190. Тормоза
рабочие задние (сборка)
в начало
Рабочие
тормозные цилиндры ГАЗ-24, ГАЗ-2410-31029
Передний
тормозной механизм ГАЗ-24 и ГАЗ-2410-31029 (Рис. 147)
имеет два колесных цилиндра 3 с внутренним
диаметром 32 мм.
Задний
тормозной механизм (рис.148) имеет
один колесный цилиндр 11 двухстороннего действия
с внутренним диаметром 32 мм для ГАЗ-24 и 28 мм для
ГАЗ-2410-31029
Колесные
цилиндры состоят из литого чугунного корпуса,
поршня, отлитого из алюминиевого сплава, с двумя
уплотнительными манжетами круглого сечения и
устройства для автоматической регулировки
зазоров между барабаном и колодками по мере их
износа. Это устройство смонтировано внутри
колесных цилиндров и представляет собой
разрезное пружинное упорное кольцо 5,
вставленное в цилиндр с натягом; величина натяга
такова, что для перемещения кольца вдоль оси
цилиндров требуется усилие 50-60 кгс. Разрез кольца
в цилиндре должен располагаться в вертикальной
плоскости для обеспечения лучшей прокачки
цилиндров и правильного положения кольца
относительно поршня.
Упорное
кольцо имеет отверстие, в которое вставляется
поршень 6. Положение поршня после поворота его на
90° фиксируется концом колодки, входящим в
прорезь стержня, запрессованного в поршень.
Поршень перемещается в упорном кольце в пределах
1,90-2,60 мм (рис. 149),
перемещая при этом тормозные колодки. По мере износа
фрикционной накладки поршень постепенно
увлекает за собой при помощи бурта пружинное
кольцо 5 на величину износа накладки, преодолевая
при этом разжимающее усилие самого кольца в
цилиндре,
обеспечивая автоматическую регулировку зазора.
При замене изношенных тормозных накладок поршни
вместе с упорными кольцами необходимо сдвинуть
внутрь цилиндра для свободного надевания
барабана. После сборки необходимый зазор между
колодками и барабаном устанавливается
автоматически созданием на тормозной педали
усилия около 50 даН (50 кгс) при неработающем
двигателе или 30 даН (30 кгс) при работающем.
Регулировочный эксцентрик 8 служит для установки
колодок в правильное положение после их замены
при ремонте.
При
отпускании тормозной педали давление в колесном
цилиндре падает, и поршень под действием стяжной
пружины 7 возвращается назад на величину
возможного его перемещения в кольце,
определяемого неизменным зазором 1,9-2,06 мм. Усилие
стяжной пружины, равное 25 кгс, не в состоянии
сдвинуть упорное кольцо, рассчитанное на
значительно большее осевое усилие сдвига. Таким
образом ограничивается обратный ход поршня, а
следовательно, и колодки. Возможное
относительное перемещение поршня в кольце -
величина суммарная, характеризующая зазор между
тормозной накладкой и тормозным барабаном в
расторможенном положении, деформацию тормозного
барабана от разжимающего усилия тормозных
колодок и температурного расширения барабана.
Уменьшение относительного перемещения поршня в
кольце повлечет за собой уменьшение зазора между
фрикционной накладкой и тормозным барабаном и
вызовет притормаживание колес; увеличение этой
величины приводит к недопустимому повышению
хода тормозной педали. Конструкция устройства
для автоматической регулировки тормозных
механизмов передних и задних колес выполнена
аналогично.
При
замене уплотнительных манжет или при частичной
разборке поршень можно вынуть из цилиндра без
выпрессовки кольца. Для этого следует отверткой
повернуть поршень на 90° относительно кольца и,
совместив замки кольца и поршня, вынуть поршень.
Резиновый чехол 7 (см. рис.148)
предохраняет внутреннюю полость цилиндра от
попадания грязи и влаги. Повреждение чехла
вызывает появление коррозии на поверхности
цилиндра и последующее заклинивание поршня.
При
демонтаже стяжных пружин колодок барабанных
тормозных механизмов нельзя опираться
инструментом на торец колесного цилиндра, так
как при этом можно повредить защитный резиновый
чехол.
В
колесных цилиндрах тормозных механизмов
ГАЗ-2410-31029 под защитными чехлами установлены
пенополиуретановые кольца, пропитанные
жидкостью НГ-213 или касторовым маслом для защиты
зеркала цилиндра от коррозии.
При
каждой рзборке колесного цилиндра кольца
следует дополнительно пропитывать жидкостью
НГ-213 или касторовым маслом.
Цилиндр
имеет два отверстия: одно служит для подвода
тормозной жидкости из системы привода, другое -
для выпуска воздуха во время прокачки. Отверстие
для удаления воздуха закрыто клапаном 2 прокачки
(см. рис. 147),
конус которою при плотном завертывании
обеспечивает герметичность, перекрывая
отверстие в цилиндре. При отвертывании клапана
на 1/2 - 1 оборот полость цилиндра сообщается с
атмосферой. Для предохранения от засорения на
клапан надет резиновый колпачок. Цилиндры
переднего тормоза соединены между собой медной
трубкой 1.
Рис.
149a. Устройство рабочего тормозного цилиндра ГАЗ-24
Рис. 149. Установка упорного
пружинного кольца в поршне тормозов ( рабочие
тормозные цилиндры )
в начало
Тормозные
барабаны ГАЗ-24-2410-31029
Тормозной
барабан - цельнолитой из серого чугуна. Для
удобства доступа к тормозам барабаны сделаны
съемными. Это позволяет очищать и проверять
тормоза, не снимая ступиц и не нарушая
регулировки подшипников ступиц колес. Тормозные
барабаны крепятся к ступице тремя винтами М8,
расположенными неравномерно по окружности. Это
обеспечивает установку барабана на ступице
только в одном определенном положении, при
котором обрабатывался тормозной барабан в сборе
со ступицей на автомобильном заводе. Поэтому не
рекомендуется переставлять тормозные барабаны с
одной ступицы на другую, так как это приведет к
увеличению биения рабочих поверхностей барабана
относительно накладок тормоза. Не рекомендуется
также менять местами задние тормозные барабаны,
так как в процессе эксплуатации они
прирабатываются по трущимся поверхностям.
Барабаны
передних тормозов в сборе со ступицей и отдельно
барабаны задних колес балансируются до
дисбаланса 200 гс-см путем снятия части металла с
обода фрезеровкой.
При
смене колодок или фрикционных накладок может
случиться, что тормозной барабан не будет
надеваться на тормоз. В этом случае необходимо
легкими ударами молотка по колодке вдвинуть
поршни в колесные цилиндры.
Если
в процессе эксплуатации автомобиля требуется
снять изношенный тормозной барабан, то следует
иметь в виду, что в результате действия
фрикционной накладки на его рабочей поверхности
образуется канавка, а с края, на нерабочей
поверхности, где накладка не касается барабана,
появляется поясок меньшего диаметра по
сравнению с диаметром наружной поверхности
колодок. В этом случае для облегчения снятия
тормозного барабана следует опорные пальцы
колодок повернуть таким образом, чтобы метки а на
наружном торце опорного пальца были обращены к
центру тормозного механизма.
Рис. 199. Снятие тормозного
барабана ГАЗ-24 с полуоси
в начало
Стояночный тормоз
ГАЗ-24 и его привод
Стояночный
тормоз приводится в действие с помощью рукоятки 2
ручного привода вытяжного типа (рис. 150),
расположенной под щитком приборов, справа от
рулевой колонки. Для затормаживания автомобиля
рукоятку следует тянуть на себя, для
растормаживания повернуть на 90° по часовой
стрелке и отпустить вперед до отказа. При
затормаживании (с включенным зажиганием) на
панели комбинации приборов загорается
контрольная лампа. При растормажи-вании
контрольная лампа гаснет.
Усилие
от рукоятки передается через стержень 1 и трос 11
на рычаг 8 уравнителя. Этот рычаг свободно надет
на ось 10 и посредством тяги 9 перемещает
уравнитель 7, тросы 5 и 6 которого идут к тормозным
механизмам задних колес. Уравнительное
устройство служит для равномерного
распределения усилия торможения между обоими
задними тормозами. Кронштейны 4 с пластмассовыми
направляющими 3 удерживают тросы от провисания и
расположены в центре качания конца трубки,
жестко закрепленной на щите тормоза. Такое
расположение кронштейнов предотвращает
самопроизвольное притормаживание задних колес
при значительных колебаниях кузова.
Тросы
5 и 6 подводят через направляющие трубки к
тормозным механизмам задних колес. Концы тросов
соединены с приводными рычагами 14 (см. рис.148) при
помощи вилок и наконечников, обжатых на тросах.
Приводной рычаг 14 качается на оси, закрепленной
на задней колодке 13 тормозного механизма гайкой
с пружинной шайбой. С помощью разжимного стержня
12, рычага 5 и регулировочного эксцентрика 3 он
соединен с передней колодкой заднего тормоза.
Рис. 150. Стояночный
тормоз и его привод
в начало
Книга по ГАЗ-24
Рекомендации по ремонту тормозов
>
www.long-vehicle.narod.ru
|