< Гидровакуумный усилитель ГАЗ-24
Книга по ГАЗ-24
Разделитель
тормозов ГАЗ-24
Рост
скоростей и интенсивности движения автомобилей
вынуждает уделять более серьезное внимание
вопросам безопасности их эксплуатации. Основной
недостаток обычной гидравлической тормозной
системы состоит в том, что в случае нарушения
герметичности системы, например при обрыве
какого-либо трубопровода, рабочие тормоза
полностью выходят из строя, а это нередко
приводит к авариям. Стремление преодолеть
указанный недостаток привело к созданию
раздельных гидравлических приводов на передние
и задние тормоза.
Введение
в тормозную систему автомобиля "Волга" ГАЗ-24
разделителя гидравлического привода тормозов
соответствует современным требованиям
безопасности движения и максимальной унификации
деталей с учетом действующего производства. В
конструкции разделителя использован принцип
двух плавающих поршней, каждый из которых
создает независимое давление в соответствующем
гидравлическом контуре привода.
Разделитель
(рис. 146)
состоит из чугунного корпуса 5 с рабочим
цилиндром диаметром 32 мм, двух поршней 8 из
алюминиевого сплава с уплотнительными кольцами
круглого сечения (унифицированными с
уплотнительными кольцами рабочих цилиндров
колесных тормозов), двух пружин, возвращающих
поршни в исходное положение, латунного клапана 4
прокачки с двумя резиновыми уплотнительными
кольцами круглого сечения, крышками и
уплотнительными кольцами под ними. Эти кольца
выполнены из отожженной красной меди.
Разделитель
действует следующим образом: тормозная жидкость
поступает под давлением из гидровакуумного
усилителя по трубке 11 в полость III. Далее через
канал 12 жидкость проходит в среднюю полость III
разделителя и перемещает поршни. При движении
поршней создается давление в полостях I и IV,
вследствие чего жидкость по каналам 1 и 7, а затем
по трубкам 2 и 6 поступает в колесные цилиндры
передних и задних тормозов.
Конусный
клапан 4 служит для прокачки тормозов. При
прокачке его необходимо отвернуть на 2-2,5 оборота.
Манжеты 5 предохраняют клапан от утечки жидкости
во время прокачки. Отверстия 9 и 13 служат для
компенсации объемных изменений жидкости в
тормозной системе за разделителем.
В
случае отсутствия воздуха в системах
гидропривода передних и задних тормозов при
различных усилиях на педаль тормоза разделитель
обеспечивает соответствующее равенство
давлений жидкости в полости III, соединенной с
гидро вакуумным усилителем, и в полостях I и IV,
соединенных с гидроприводами передних и задних
тормозов. В этом случае давление в обоих
разделенных гидроприводах поднимается примерно
через 14- 15 мм хода педали тормоза, и ощущение
"жесткой" педали наступает приблизительно
на половине ее хода. В раздельных системах
гидроприводов передних и задних тормозов
обеспечивается давление до 100 кгс/см2 и более, что
намного превышает величину давления,
вызывающего блокировку (юз) колес.
Обрыв
шланга или поломка трубопровода в одном из
приводов (к передним или задним тормозам)
сопровождается ощущением "провала" педали
при первом торможении. Однако запас хода педали
вполне достаточен для повышения давления в
неповрежденном приводе (переднем или заднем) до
100 кгс/см2 и более. При первом нажатии на педаль
тормоза, непосредственно после повреждения в
одном из гидроприводов, выбрасывается около 9 см3
тормозной жидкости, и начало нарастания давления
во втором (исправном) гидроприводе наступает
после 105-110 мм хода педали тормоза от ее исходного
положения.
После
отпускания педали поршень разделителя,
обслуживающий поврежденную систему
гидропривода, под действием остаточного
давления, сил трения и сил гидравлического
сопротивления в трубопроводах поврежденной
системы удерживается в крайнем положении, а
увеличившийся межпоршневой объем заполняется
тормозной жидкостью из главного цилиндра.
Таким
образом, при втором и последующих нажатиях на
тормозную педаль с различными интервалами
времени "провал" педали устраняется, а
ощущение "жесткой" педали начинается ранее,
чем при действии обеих герметических половин
гидропривода. Это объясняется тем, что жидкость
главного цилиндра в данном случае расходуется
только на исправную половину гидравлического
привода тормозов.
Однако
следует помнить, что при отсутствии в системе
остаточного давления (при неисправных клапанах
главного цилиндра) и поломке трубопровода
непосредственно около разделителя ощущение
"провала" педали тормоза и выталкивание
поршнем разделителя порций тормозной жидкости
через поломанный трубопровод происходит при
каждом нажатии на педаль. В этом случае запаса
жидкости в главном цилиндре хватает на 170
торможений.
При
наличии в системе остаточного давления
обеспечивается практически неограниченное
количество торможений без вытекания жидкости из
главного цилиндра с ощущением "жесткой"
педали.
Обнаружить
повреждение в системе во время движения можно по
увеличению хода недали при первом торможении
после возникновения неисправности и по снижению
эффективности работы тормозной системы
автомобиля. При этом следует немедленно
остановить автомобиль и устранить
неисправность. Если отремонтировать гидропривод
в дорожных условиях не представляется возможным,
то можно осторожно продолжать движение и, доехав
до гаража, незамедлительно принять меры к
устранению неисправности. Необходимо помнить,
что если поврежден гидропривод тормозов
передних колес, то тормозной путь увеличивается
примерно вдвое, причем если при каждом следующем
торможении ощущается "провал" педали, то это
значит, что двойной клапан главного цилиндра
неисправен и, следовательно, в системе нет
остаточного давления.
Поршень
разделителя, обслуживающий поврежденный
участок, при каждом растормаживании будет
возвращаться в исходное положение и при каждом
следующем торможении часть жидкости будет
протекать в полость разделителя через
компенсационные отверстия 9 или 13. Учитывая, что
запас жидкости в главном цилиндре достаточен для
170 торможений, следует периодически проверять ее
уровень в главном цилиндре.
Нужно
также иметь в виду, что ощущение "жесткой"
педали после "провала" свидетельствует о
появившейся неисправности в одной из половин
гидропривода. В этом случае пружина поршня
разделителя не может преодолеть силу
остаточного давления в системе, и поршень
остается в крайнем положении, перекрывая
компенсационное отверстие. Благодаря этому
создается возможность неограниченного
количества торможений без вытекания жидкости
через поврежденный трубопровод.
Конструкция
данного разделителя позволяет использовать его
в гидравлическом приводе тормозов автомобилей
ГАЗ-24, ГАЗ-21,ГАЗ-20 и ГАЗ-13. При соответствующем
изменении величины хода поршней разделитель
можно установить и в гидравлическом приводе
других автомобилей.
Рис. 146. Разделитель
тормозов
Сигнализатор
неисправности тормозов ГАЗ-24-2410-31029
Сигнальное
устройство (рис. 194)
предназначено для подачи сигнала о
неисправности одного из контуров тормозной
системы. Сигнальное устройство используется на
автомобилях ГАЗ-24, ГАЗ-2410, ГАЗ-31029.
Сигнальное
устройствокрепится к левому брызговику
переднего крыла болтом и гайкой. Оно состоит из
корпуса 5, поршней 1 и 2 с уплотни-тельными
резиновыми кольцами, шарика 3 и датчика 4.
В
случае выхода из строя одного из контуров
раздельного привода, под действием разности
давления при первом же нажатии на педаль тормоза
поршни перемещаются в сторону меньшего давления.
Шарик 3 выходит из канавки и контакты датчика 4
замыкаются. На комбинации приборов при этом
загорается красный сигнализатор неисправности
рабочих тормозов.
После
обнаружения яустранения неисправности следует
прокачать контур, который был поврежден.
Рис
194. Сигнальное устройство неисправности тормозов
ГАЗ-24-2410-31029
в начало
Книга по ГАЗ-24
Тормозные
механизмы колес >
www.long-vehicle.narod.ru
|