L O N G    V E H I C L E

www.narod.ru
   Long Vehicle      Home  Гостевая книга      Форум E-mail

Путешествия

Путешествия   - Hоме
Ленинград 2003
Ссылки по путешествиям

Ленинград 2003

Номе
Москва - Волга
Осташков - оз. Стерж
Демянск - Старая Русса
Новгород - Лисий Нос
Ленинград
Финский залив
Петродворец
Аврора и каналы
В.Волоцкое вдхр.
Домой


Демянск - Старая Русса

оз. Стерж - Свапуще - Рвеницы - Молвотицы - Демянск - р.Ловать - Старая Русса - оз. Ильмень

 

Утром Саша нас вновь разбудил, а Андрюха еще спал. Погода была опять замечательная. Мы прогулялись с Сашей по нашему холму, потом к нам присоединился Андрюша. На этот раз позавтракать и собраться удалось быстрее – опыт все-таки. Выехали мы после 11.

Успешно спустившись с холма на землю, мы поехали обратно в Свапуще. Вскорости туда прибыли, и еще раз из машины полюбовались видами Селигера. Без особого труда мы нашли грейдерную дорогу, которая вела в Новгородскую область. Дорога была весьма интересна и пустынна. Выбоин на ней было больше, чем на Волговерховской дороге, так что скорость была невысокой. Через некоторое время доехали до Рвениц – пограничной деревни Тверской области, стоящей на холме. Деревня была наполовину заброшенная. Зато с дороги от деревни открывался изумительный пейзаж на лежащие ниже поля и леса. Снизив скорость, чтобы любоваться этим пейзажем, мы проехали дальше. Вопреки данным карты, на которой было указано, что в Рвеницах кончается дорога с твердым покрытием, качество дороги улучшилось. Судя по километровым столбам, начинающим отсчет от Рвениц, далее эта грейдерная дорога обслуживалась уже Новгородскими дорожниками.

 Дорога вошла в лес, и там, в совершенно неприметном месте, пересекла границу Новгородской области. Дорога дальше шла через заболоченный лес, по относительно высокой насыпи, было несколько необычно, что на такой насыпи не асфальт, а всего лишь грейдерное покрытие. По таким дорогам очень трудно оценивать время и расстояние, так как скорость все время меняется, а основные мысли направлены на то, чтобы проехать так, чтобы меньше трясло.

 Наконец доехали до Молвотиц, более-менее крупного села, откуда шла асфальтированная трасса на Демянск. Я обратил внимание на то, что бензина оставалось не слишком много, и решил в Демянске заправиться. До Демянска дорога шла через красивые хвойные леса (мне так показалось по крайней мере). Шоссе было узкое, но асфальт хороший, а машин совсем мало. Достаточно быстро мы доехали до Демянска. Вопреки ожиданию, Демянск совсем не был похож на город, а скорее на большое село. На въезде в Демянск кончился бензин в баке, и я долил 10 литров из канистры. Стали искать заправку, но не успели как следует осмотреться, как Демянск кончился – столь он был невелик. Возвращаться и искать заправку на другом шоссе, проходящем через Демянск, не хотелось. Проехали указатель “Старая Русса – 90 км”. Я решил, что оставшихся 18 литров бензина должно хватить, и заправимся уже в Старой Руссе.

 Мы весело поехали по шоссе в сторону Старой Руссы, но каково же было наше удивление, когда посреди леса вдруг асфальт кончился и дальше пошел разбитый грейдер. Забавно смотрелись на этой дороге знаки ограничения скорости 50 км/ч и красные полосатые стрелки на каждом повороте (это чтоб видимо мимо не проехать) – ведь скорость удавалось держать едва более 30 км/ч. Видимо когда-то это шоссе не было так разбито. Расход бензина на этой трассе должен был заметно увеличиться, что не могло меня не беспокоить.

Проехали мост через реку Полу. За ним, на границе Демянского и Старо-Русского района слева от шоссе было видно немецкое кладбище, которое видимо здесь появилось не очень давно.

 Медленно, но верно, мы приближались к перекрестку у деревни Лозницы, места, где по моему мнению должен был находиться Игнач-крест. Я конечно же собирался произвести короткую попытку его поисков. Оля над моими идеями посмеивалась, но сильно не возражала. Наконец мы прибыли к заданному пункту. Перекресток находился посреди деревни Лозницы, и главная дорога на Старую Руссу поворачивала налево на 90 градусов. Перекресток этот и в наше время имеет большое значение, так что думается были веские причины древним Новгородцам установить Игнач-крест именно здесь. Я вышел из машины и под Олино подсмеивание пошел искать Игнач-крест. Возле перекрестка лежала пара гранитных валунов, но однозначно сказать, что тут было раньше, было невозможно. Я попытался посмотреть на другом берегу реки Полы, где и находилась деревня Игнатицы, но берега заросли кустарником, и подхода к реке не было. Мостика тоже не было видно. А жаль, может я был совсем рядом с великим открытием. Я вернулся к машине, и еще раз поднял Оле настроение своими поисками.

 Наконец мы вновь поехали, теперь уже от берегов Полы к берегам Ловати. Километра через два от перекрестка, слева от шоссе я увидел гранитную глыбу. Я тут же остановился, и даже не заглушив двигатель, побежал выявлять на глыбе признаки Игнач-креста. К сожалению ничего особенного там не было, хотя каждый излом камня теоретически можно было трактовать как творение рук человеческих. Меня отвлек веселый смех Оли, она показывала мне на другую сторону шоссе, где таких глыб валялось штук шесть. Похоже рядом находился песчаный карьер, и все эти глыбы выволокли оттуда. Но такое обилие гранита еще раз убедило меня, что Игнач-крест должен был быть именно недалеко отсюда, ибо материал для строительства креста был в окрестностях в избытке.

 Пока я осматривал глыбы, двигатель в машине заглох, 10 литров, залитые в бак, кончились. Я мрачно долил из канистры еще 5 литров, и живо представил себе поход с канистрой до заправки длинною километров в 20.

Мы поехали дальше. Я в целях экономии все время старался держать скорость около 60 км/ч, благо дорога от поворота стала несколько лучше. Но тормозить периодически все равно приходилось. Вдруг, к нашей всеобщей радости, опять посреди леса грейдер неожиданно перешел в асфальт. Через некоторое время мы приехали в село Залучье, где к моему ликованию, я увидел знак, что в 50 метрах от шоссе находится заправка. Заправившись на этой сельской заправке по ценам Бритиш Петролеум, я почувствовал огромное облегчение.

 От Залучья требования обеда, периодически выдвигаемые Олей, стали более интенсивны. Мы поехали по направлению к Рамушеву, месту стоянки на Ловати, известному нам по рекомендациям Соборной Стороны. Не доезжая до Рамушева, проехали через какое-то село, в котором стоял свежепокрашенный салатовой краской танк Т-26. К сожалению, останавливаться времени уже не было. Проехали через Рамушево, но сразу съезд к реке не нашли. Только развернувшись и поехав медленно обратно, мы нашли съезд прямо в центре деревни. Грунтовка быстро вывела нас к Ловати, вдоль которой шла дальше, вверх от деревни. Проехав по ней с полкилометра, остановились у бревенчатого мостика над речушкой, впадавшей в Ловать. Переехать его было можно, но я решил проверить, стоит ли напрягаться. Пробежавшись еще метров 200 вверх по реке, я понял, что эта дорога идет еще километра 2-3, причем берег везде высокий, с узкими проходами к реке среди кустов. Тогда мы развернулись, и проехали 50 метров назад, остановившись на маленьком пляжике возле самой реки.

 Оля занялась обедом, я мы с детьми резвились возле Ловати. Там была лодка-плоскодонка, привязанная цепью. Андрюша и Саша с удовольствием в ней “катались”. Пляжик был очень приятный, мы вдоволь наигрались в песочке и насмотрелись на красивую реку. Саша все время пытался залезть в Ловать, и если бы я его не ловил, то обязательно бы забрался. Андрюху я не ловил, и он залез все-таки в Ловать по колено и сел, вымочив трусы. Хорошо отдохнув и пообедав, мы собрались и поехали дальше, по направлению к Старой Руссе.

 В Старую Руссу прибыли уже около 7 вечера. Сразу по въезду в город оказались около ворот парка курорта Старая Русса. Мы оставили машину, и пошли гулять в парк. Парк был очень приятный, и чем-то напоминал парки Кисловодска. Мы подошли к Муравьевскому фонтану. Этот фонтан из минеральной воды, и он бьет самотеком из скважины. Неподалеку находилась питьевая галерея, которую мы вскоре посетили. Там выстраивались небольшие очереди за минеральной водой. Мы тоже попили Старо-Русской минералочки. Оля, однако, была ею разочарована. А по мне – ничего. Саше очень понравилось бегать по дорожкам парка. Мы там вдоволь нагулялись и вернулись к машине.

 Затем мы совершили короткую поездку по городу. Машин в Старой Руссе очень мало, не поездка, а прогулка практически получилась. Выехали к набережной, где сливаются реки Порусья и Полисть. Набережная – это только название, берега там земляные, а обе реки очень красивые. На слиянии рек стоит храм. Мы полюбовались видами и потихонечку поехали. Переехали через Полисть по Живому мосту, который оказался деревянным, и поехали в сторону Шелони и Новгорода.

 Трасса от Старой Руссы до Шелони очень широкая, и ее размеры не идут в сравнение с размерами самого города, особенно учитывая количество машин. Параллельно несколько километров идет вдоль Ильменя старая трасса, которая уже, но ничуть не хуже.

 Мы двигались теперь ко второму месту, известому нам по материалам Соборной стороны – селу Буреги. Как я уже знал из материалов альманаха, за Бурегами находится живоносный источник. Источник мы легко нашли по трем-четырем машинам, стоящим у обочины. Все останавливаются здесь для того, чтобы набрать живой воды. Мы тоже остановились, взяли все свои емкости пошли к источнику. Там было все аккуратно и уютно. Стоял маленький колодец, из которого через трубу вытекала кристально чистая и холодная вода. Мы набрали воды, а потом Оля достала кружку и мы все, включая Сашу, попили живой воды. Вода была очень вкусная. Потом мы вновь загрузились в машину и стали искать выезд к Ильменю.

 Сначала мы попробовали проехать через Буреги к прибрежной деревне Ретле. Но показанная на старой пятикилометровке дорога проходила через Буреги и скрывалась в обрыве крутого берега реки Псижи. Видимо несколько лет назад берег подошел вплотную к деревне и размыл дорогу. Стали искать объездную дорогу и обнаружили ее почему-то на скотном дворе. За ним была неплохая шоссейка, по которой мы доехали до Ретле. Однако все выезды из Ретле вели не к Ильменю, а на какие-нибудь дачи. Мимо нас проехала машина с двумя мужиками, которые тоже искали выезд к Ильменю. Они утверждали, что когда-то дорога была, но как сейчас – неизвестно. У них мы узнали, что еще выезд к Ильменю есть в деревне   Пустошь, до которой можно доехать по другой дороге. Не найдя выезда к озеру у Ретле, поехали обратно, по направлению к Пустоши.

На Пустошь поворот оказался прямо с основной трассы, и вскоре мы въехали в деревню. Вот тут то мы впервые и увидели Ильмень! Он простирался прямо до горизонта. Мы проехали через Пустошь и поехали по грунтовке, которая шла прямо по высокому обрывистому берегу Ильменя. Отъехав от деревни около полутора километров, мы встали на ночевку.

 С нашего места открывался величественный вид на весь Ильмень. Красота зрелища просто поражала. Где-то далеко, у горизонта, озеро сливалось с небом. Каждое облако, подсвеченное заходящим солнцем, отражалось в водной глади. Впереди нас до горизонта простирался Ильмень, сзади нас на несколько километров тянулось поле. Этот вид просто поразил меня.

 Мы поставили палатку прямо у обрыва, разгрузились, и занялись приготовлением ужина. В смысле занялась Оля, а мы с Сашей и Андрюшей спустились по ступенечкам к озеру, и там долго играли в камешки, строя из них всякие башни, или просто перебирая.

 Ужинать пришлось в темпе, так как вдруг откуда-то стали появляться массы комаров, хотя в письме из Соборной стороны утверждалось, что быть их там совсем не должно. Комары заставили сразу забыть об идеях ночевки в палатке. Когда стало темнеть, мы услышали ужасное гудение комариных туч. Через стекло машины было видно такую концентрацию комаров в воздухе, которую я еще никогда не видел. С озера дул неслабый ветерок, но здешние комары на него внимания практически не обращали. Ночь прошла в периодической битве с комарами, которые каким-то образом умудрялись пролезть даже в закрытую машину.

 

Дальше - Новгород - Лисий Нос

Номе - в начало

 

 

 

Copyright© V.Bulkin            E-mail: long-vehicle.narod.ru            Rambler's Top100

Используются технологии uCoz