Прообраз двигателя ЗМЗ-24Д был создан в
шестидесятых годах 20 века для автомобиля ГАЗ-21. Это был передовой по тем
временам двигатель мощностью 75 лошадиных сил,
отвечающий требованиям времени. Двигатель ГАЗ-21
и сегодня прекрасно работает на сорокалетних 21-х
Волгах. Дополнительно продлила жизнь 21-му движку
установка его на УАЗ-469, продолжавшаяся и в 70-х и в
80-х годах.
В конце 60-х Горьковский
автозавод начал осваивать производство новой
Волги - ГАЗ-24. Для этой модели на ЗМЗ был разработан новый
двигатель - ЗМЗ-24Д. Двигатель
являлся дальнейшей модификацией двигателя ГАЗ-21
и имел сходную конструкцию, но был существенно
обновлен. Была изменена конструкция блока
цилиндров и головки, повышена степень сжатия под
93 бензин, изменен ход поршней, новая конструкция
картера позволила уменьшить расход масла, была
применена закрытая система вентиляции картера а
так же проведены некоторые другие изменения.
Мощность двигателя возросла до 95 л.с. И все же
внешне в ЗМЗ-24Д угадывается несколько
видоизмененный 21-й движок.
Несколько позднее на ЗМЗ был освоен
выпуск двигателя ЗМЗ-2401. Двигатель
отличался от ЗМЗ-24Д только головкой - была
уменьшена степень сжатия. Двигатель
предназначался для установки в основном на такси
и работал на 76 бензине.
В середине 80-х, в связи с выпуском на ГАЗе
новой модификации Волги - ГАЗ-2410,
двигатель вновь был подвергнут модернизации, в
результате чего вышел в свет двигатель ЗМЗ-402, выпускающийся
до настоящего времени. Однако на сей раз
изменения были не слишком принципиальными -
основные детали, такие как коленчатый вал,
распредвал, поршневая группа, клапана и многие
другие детали остались взаимозаменяемыми с
ЗМЗ-24Д, что во многом определило его высокую
ремонтопригодность. Водяная помпа переместилась
с головки на блок цилиндров. Головка блока
получила шпильки увеличенного диаметра и
выпускной коллектор с двумя выходами (для
"штанов"). Был применен маслонасос другого
типа. Однако по сообщениям автолюбителей,
маслонасос в сборе взаимозаменяем с
наслонасосом ЗМЗ-24Д. Остальные изменения
двигателя были минимальными. Двигатель ЗМЗ-402 в
сборе может быть использован для замены ЗМЗ-24Д.
Если Вы имеете дополнительную информацию о
взаимозаменяемости деталей и отличий двигателей
402 и 24Д - пишите.
Отдельно в семействе двигателей ГАЗ-24
стоит ЗМЗ-4022. Этот двигатель
производился в начале 90-х годов для ГАЗ-3102 и
отличался головкой, которая обеспечивала модное
тогда форкамерно-факельное зажигание. Однако
выгоды форкамерного зажигания свелись на нет
дополнительными проблемами, и двигатель
развития не получил. С освоением на двигателя
ЗМЗ-406, принципиально отличающегося по своей
конструкции, семейство двигателей 24Д - 402
остановилось в своем развитии на ЗМЗ-402, который
видимо будет еще некоторое время выпускаться. А
пока он выпускается, и выпускаются запчасти для
него, ремонт двигателя ГАЗ-24Д является вполне
реальным.
Copyright© V.Bulkin
E-mail: long-vehicle.narod.ru
|