L O N G    V E H I C L E

www.narod.ru
   Long Vehicle   ГАЗ-24  Гостевая книга      Форум E-mail

Книга по ГАЗ-24

Книга по ГАЗ-24 - Hоме
Содержание
Предисловие
Общие сведениея
Двигатель
Ходовая часть
Электрообору- дование
Кузов
Особенности обслуживания
Приложение
Дополнение
Обложка
Ремонт ГАЗ-24
Форум ГАЗ-24

Электрообору- дование

Номе
Аккумулятор
Генератор
Регулятор напряжения
Стартер
Зажигание
Освещение
Звуковые сигналы
Стеклоочис- титель
Отопитель, муфта, прикуриватель
Электропроводка и предохранители
Приборы
Радиоприемник

Генератор

Устройство генератора
Технические характеристики
Рекомендации по ремонту
Возможные неисправности
< Аккумулятор                                                                          Книга по ГАЗ-24

 

ГЕНЕРАТОР ГАЗ-24

 

Устройство генератора ГАЗ-24

Генератор Г250-Н1 (рис. 156) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1. Он служит источником электрической энергии для питания потре-бителей и зарядки аккумуляторной батареи.

Установлен генератор на кронштейне с правой стороны двигателя. Ротор генератора приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя.

Магнитное поле создается обмоткой возбуждения ротора, которая питается током от аккумуляторной батареи. Вращающееся магнитное поле пересекает обмотки статора, где индуктируется переменный электрический ток. Переменный ток выпрямляется кремниевым выпрямительным блоком и далее направляется к потребителям.

На валу 7 ротора установлены обмотка 9 возбуждения и два когте-образных магнитопровода 8 ротора, которые образуют двенадцати-полюсную магнитную систему. Электрический ток поступает в обмотку возбуждения через два кольца 10, установленные на валу ротора. С кольцами контактируют две щетки 18, расположенные в щеткодержателе 16. Вал ротора вращается в двух закрытых шарикоподшипниках, которые установлены в крышках 4 и 19.

Между крышками установлен статор с обмотками 11. Статор представляет собой магнитопровод 12, набранный из листов электротехнической стали. Во внутренней части статора сделано 18 равномерно расположенных пазов, в которых помещены обмотки. Обмртка статора имеет три фазы, соединенные звездой. Каждая фаза состоит из шести катушек, соединенных последовательно. Концы обмоток каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 13.

Выпрямительный блок установлен в крышке со стороны контактных колец Он состоит из шести кремниевых диодов, соединенных в трехфазный двухполупериодный выпрямитель Каждые два диода имеют общий теплоотвод 20 Электрическая схема генератора показана на рис. 157

Внутренние части и обмотки генератора принудительно охлаждаются воздухом, который продувается через генератор с помощью центробежного вентилятора 2 (см рис. 156) На крышку со стороны контактных колец выведены зажил! " + " для подключения потребителей и штекерный разъем Ш для соединения с регулятором напряжения Пластмассовый изолятор штекерного разъема исключает возможность замыкания его на массу Для отсоединения разъема Ш необходимо немного поднять изолятор и потянуть вдоль генератора.

Рис. 156   Генератор ГАЗ-24

Рис. 157  Схема генератора ГАЗ-24

 

в начало

 

Технические характеристики генератора ГАЗ-24

Тип генератора Г250 Н1
Направление вращения Правое (со стороны привода)
Номинальная мощность в Вт 350
Ток самоограничения   при частоте вращения 5000 об/мин в А 40 +/- 5
Частота  вращения   ротора  в об мин   обеспечивающая напряжение   12.5 В   (при   температуре генератора    +20° С и возбуждении от постороннего источника) при нулевом токе нагрузки. Не менее 900
То же при токе нагрузки в 28 А Не менее 2100

Ток возбуждения в А

Не более 3,5

Тип выпрямительною блока

ВБГ-1

Число диодов

6

Допустимый ток на каждый диод в А

10

Среднее  значение   обратною тока (при обратном напряжении 100 В) в А

Не более 0003

Допустимое падение напряжения (при 10 А) в В

Не более 1

Давление щеточных пружин в гс

180-260
Передаточное число (отношение частоты   вращения шкива генератора к частоте вращения шкива коленчатого вала) 1,95

в начало

Некоторые рекомендации по обслуживанию и ремонту генератора

Обслуживание генератора следует начинать с проверки крепления и осмотра щеточного узла и контактных колец Не допускаются какие либо повреждения щеток и заклинивание их в щеткодержателе Высота щеток должна быть не менее 8 мм Изношенные щетки подлежат замене Если щетки свободно не перемещаются в щеткодержателе, то их необходимо протереть ветошью, смоченной бензином.

Для замера давления щеточных пружин необходимо снять щеткодержатель, удалить одну щетку, установить крышку на щеткодержателе и, удерживая ее рукой, нажать выступающим из щеткодержателя концом щетки на чашку стрелочных весов (рис. 158). Стрелка весов покажет искомое давление, когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм. Аналогично проверяют давление пружины второй щетки.

С поверхности контактных колец необходимо удалить грязь и при необходимости зачистить их стеклянной шкуркой зернистостью не менее 80 (рис. 159). Кольца с большим износом следует проточить на токарном станке до степени шероховатости 7-го класса. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,2 мм. Биение колец должно быть не более 0,08 мм.

Периодически генератор нужно снимать с автомобиля, разбирать, очищать от пыли и грязи. При разборке проверяют состояние подшипников. В случае заедания подшипники подлежат замене.

Выпрямительный блок следует тщательно очищать от грязи. При необходимости проверяют диоды с помощью контрольной лампы 6 (рис. 160).

На рис. 160, а показана проверка диодов, припаянных к выводам 3 плюсовой шины 1. Первая часть проверки заключается в присоединении провода А к плюсовой шине выпрямителя и поочередном касании проводом Б1 ко всем трем клеммам 5 блока. При исправных диодах, пропускающих ток от клемм 5 к выводу 5, контрольная лампочка с силой света 1 ев (А12-1) должна гореть. Если при одном из подключений контрольная лампа не горит, то это указывает на обрыв перехода проверяемого диода.

При второй части проверки, указанной на левом рисунке штриховой линией, провод Б подключают к плюсовой шине выпрямителя, а проводом Б1 поочередно касаются клемм 5. При исправных диодах, не пропускающих ток от шины 1 к клеммам 5, контрольная лампа не должна гореть. Горение лампы указывает на короткое замыкание в проверяемом диоде.

Затем аналогичным способом проверяют диоды, припаянные к минусовой шине 2 в точках 4 (рис. 160, б).

Выпрямительную секцию с неисправным диодом следует заменить. Распаивать выводы выпрямительной секции необходимо двумя паяльниками одновременно при отвернутой круглой гайке клеммы подсоединения фазной обмотки. При монтаже новой секции нельзя нагревать место пайки выше 150° С и более 5 с.

В процессе эксплуатации автомобиля могут встретиться отдельные неисправности генератора, способы устранения которых указаны ниже.

Исправность генератора и правильность сборки определяют проверкой частоты вращения в минуту, при которой достигается напряжение 12,5 В во время работы генератора вхолостую и с полной нагрузкой. Простейший испытательный стенд для такой проверки состоит из электродвигателя 2 (рис. 161), позволяющего плавно изменять частоту вращения генератора до 3000 об мин, приборов, реостата 7, позволяющего создать нагрузку до 40 А в цепи генератора, аккумуляторной батареи 6-СТ-60-ЭМ и реостата 9 в цепи возбуждения на 3-5 А. Можно использовать контрольно-испытательный стенд, выпускаемый объединением Росавтоспецоборудование.

Для проверки генератора включают выключатель 10 и с помощью реостата 9 регулируют по вольтметру 8 напряжение 12,5 В. Без нагрузки (выключатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр должен показывать 12,5 В при частоте вращения ротора не более 900 об/мин.

Затем включают выключатель 6 и. увеличивая частоту вращения генератора, повышают нагрузку реостатом 7. При нагрузке 28 А и напряжении 12,5 В (по вольтметру 4) частота вращения ротора должна быть не более 2100 об/мин. Во время этих испытаний напряжение на клемме Ш поддерживают реостатом 9 в пределах 12,5 В.

 

Рис. 158. Проверка давления щеточных пружин

Рис. 159. Зачистка контактных колец шкуркой

Рис. 160. Две схемы проверки диодов генератора

Рис. 161. Схема проверки генератора на стенде

 

в начало

 

Возможные   неисправности   генератора  ГАЗ-24 и    способы их   устранения

 

Нет зарядного тока

1. Зависание щетки

1. Очистить щеткодержатель от грязи, проверить давление щеточных пружин

2. Подгорание контактных колец

2. Зачистить  или  проточить контактные кольца

3. Обрыв цепи возбуждения

3. Устранить   обрыв    цепи   (особенно тщательно   проверить    места   припайки выводов   катушки   возбуждения   к  контактным кольцам и исправность выводов катушки)

4. Обрыв  проводов   от  клемм "+" или Ш 4. Отремонтировать провода

 

Нет полной отдачи тока (несмотря на разряженную аккумуляторную батарею)

1. Слабо натянуты ремни

1. Натянуть ремни

2. Неисправен регулятор напряжения

2. Заменить регулятор напряжения

3. Межвитковое замыкание или обрыв в цепи  одной  из фаз статорной обмотки генератора

3. Разобрать    генератор;     проверить, нет ли обрыва или замыкания статорной обмотки; статор с неисправной обмоткой заменить

4. Повреждение  одного   из  диодов выпрямительного блока

4. Проверить диоды с помощью прибора пли контрольной лампы; секцию с поврежденными диодами заменить

 

Быстрый износ щеток и контактных колец 

1. Увеличенное биение контактных колец

1. Проточить  и отшлифовать контактные кольца

2. Попадание масла и пыли на контактные кольца

2. Протереть    контактные    кольца   и щетки тканью, смоченной в бензине

 

 Ненормальный шум генератора

1. Недостаточное количество смазки в подшипниках

1. Смазать подшипники или заменить их

2. Задевание ротора за полюса статора

2. Проверить  подшипники  и их посадочные  места.    Детали,   имеющие повреждения, заменить

3. Износ и  заедание  подшипников 3. Заменить подшипники

4. Выработка    посадочного    места под кольцо подшипника

4. Заменить крышку генератора

 

Поломка кронштейна крепления генератора, частое ослабление крепления 

1. Увеличенный   дисбаланс   шкива или ротора

1. Проверить  динамическую   балансировку шкива  и   ротора;   если дисбаланс превышает   10   гс•см,    отбалансировать ротор со шкивом

2. Вмятины на шкиве коленчатого вала или водяного насоса

2. Заменить поврежденный шкив

 в начало

 

 Книга по ГАЗ-24                                                                   Регулятор напряжения >

 


www.long-vehicle.narod.ru                                                      Rambler's Top100

Используются технологии uCoz