L O N G    V E H I C L E

www.narod.ru
   Long Vehicle   ГАЗ-24  Гостевая книга      Форум E-mail

Книга по ГАЗ-24

Книга по ГАЗ-24 - Hоме
Содержание
Предисловие
Общие сведениея
Двигатель
Ходовая часть
Электрообору- дование
Кузов
Особенности обслуживания
Приложение
Дополнение
Обложка
Ремонт ГАЗ-24
Форум ГАЗ-24

Электрообору- дование

Номе
Аккумулятор
Генератор
Регулятор напряжения
Стартер
Зажигание
Освещение
Звуковые сигналы
Стеклоочис- титель
Отопитель, муфта, прикуриватель
Электропроводка и предохранители
Приборы
Радиоприемник

Аккумулятор

Устройство аккумулятора
Проверка уровня электролита
Проверка плотно- сти электролита
Проверка напряжения
Зарядка аккумулятора
Хранение аккумулятора
Контрольно- тренировочный цикл
Возможные неисправности
< Тормозная система                                                                 Книга по ГАЗ-24

 

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ ГАЗ-24

 

На автомобиле ГАЗ-24 установлено электрооборудование постоянного тока. Приборы электрооборудования соединены по однопроводной системе; вторым проводом служат металлические части автомобиля. С массой автомобиля соединены все отрицательные клеммы приборов электрооборудования. Номинальное напряжение в системе 12 В.

Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 первых выпусков показана на рис. 151. Дополнительное электрооборудование автомобиля ГАЗ-24-01 показано на рис. 151 штриховой линией. Электрооборудование автомобилей ГАЗ-24-02 отличается от электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 только наличием дополнительного плафона.

Схема электрооборудования ГАЗ-24 поздних выпусков (с транзисторным прерывателем поворотов и электростеклоомывателем) показана на рис.151-1

Рис. 151. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 ранних выпусков

Рис. 151-1. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 поздних выпусков

 

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

 

Устройство аккумуляторной батареи

Для питания потребителей и пуска двигателя с помощью стартера на автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-60-ЭМ (рис.152).

Технические характеристики аккумуляторной батареи:

Тип батареи (ГОСТ 959. 12-71) 6-СТ-60-ЭМ
Номинальное напряжение в В  12

Емкость при 20-часовом разряде и температуре электролита +25° С в А-ч     

60.3
Разрядный ток при 20-часовом разряде   в А     3

Разрядный ток при стартерном режиме в А 

160
Минимальная длительность разряда на стартерном режиме при +30 C, мин 5.5
Минимальная длительность разряда на стартерном режиме при -18 C, мин 3
Общий объем электролита, заливаемого в батарею, в л 3.8
Величина зарядного тока в А 6

Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов. Эбонитовый бак батареи разделен перегородками на шесть ячеек. Каждый аккумулятор помещен в ячейку и состоит из четырех положительных и пяти отрицательных пластин. Между пластинами установлены сепараторы. Сверху каждая ячейка закрыта крышкой, в которой имеются наливное и вентиляционное отверстия. Наливное отверстие закрывается пробкой. Над пластинами установлен предохранительный щиток. Через крышку проходят полюсные штыри от положительных и отрицательных пластин. Зазор между крышками и баком заполнен заливочной мастикой.

Каждая ячейка батареи заполнена электролитом из раствора аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-53) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). В зависимости от климатического пояса, в котором работают автомобили, и от времени года устанавливается определенная плотность электролита (см. табл. 6).

Плотность электролита для различных климатических районов

Климатические зоны Средняя температура в январе, C Время года

Плотность электролита, приведенная к 15° С, в г/см3

залива- емого заря- женной батареи
Очень холодная зона от -50 до -30 Зима 1.29 1.31
Очень холодная зона от -50 до -30 Лето 1.25 1.27
Холодная зона от -30 до -15 Весь год 1.27 1.29
Умеренная зона от -15 до -4 Весь год 1.25 1.27
Жаркая зона от -15 до +4 Весь год 1.23 1.25
Теплая влажная зона от +4 до +6 Весь год 1.21 1.23

Примечание     Допускаемые  отклонения  плотности   электролита  от  указанных значений не должны превышать ±0,01 г/см3.

Батарею   необходимо   периодически   осматривать,   содержать   в чистоте и заряженном состоянии.  Загрязнение поверхности   батареи приводит к повышенному саморазряду. Наличие окислов или грязи на выводных штырях значительно ухудшает пуск двигателя стартером из-за повышенного падения напряжения в соединениях.

Если батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже в полуразряженном состоянии, возникает сульфата-ция пластин (образование крупнокристаллического сернокислого свинца). Это приводит к снижению емкости и увеличению внутреннего сопротивления батареи.

Длительное пребывание в разряженном состоянии - одна из причин выхода батареи из строя. Обнаженная вследствие понижения уровня электролита часть пластин также сульфатируется.

Большой вред батарее приносят длительные пуски двигателя, особенно зимой. При пуске холодного двигателя стартер потребляет большой ток, который может вызвать коробление пластин и выпадение активной массы из них.

Электролит, попавший на поверхность батареи, следует вытереть сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся штыри батареи и наконечники проводов следует очистить. Если на поверхности мастики в батарее появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики электрическим паяльником.

Не следует допускать натяжения проводов, так как это приводит к образованию трещин в мастике. Гайки-барашки, притягивающие рамку крепления батареи, следует затягивать туго, но не применяя какого-либо инструмента, так как чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи. Повышать уровень электролита нужно только заливкой дистиллированной воды. Значения плотности электролита в зависимости от климатических условий эксплуатации автомобиля указаны в табл. 6.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот необходимо снять батарею с автомобиля и на зарядной станции откорректировать плотность электролита.

Если батарея во время работы по каким-либо причршам разрядилась свыше допустимого предела, то ее следует снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Полностью разряженную батарею необходимо заряжать не позже, через 24 ч после разряда .

При обслуживании аккумуляторной батареи необходимо соблюдать меры безопасности, а именно: не курить, не пользоваться открытым огнем и остерегаться попадания электролита на кожу.

Рис. 152. Аккумуляторная батарея

 

в начало

 

Проверка уровня электролита

Для   измерения   уровня пользуются   стеклянной   трубкой (внутренний диаметр 3-5 мм), имеющей соответствующую отметку. Трубку опускают вертикально в наливную горловину крышки до упора в предохранительный щиток, закрывают ее сверху большим пальцем, затем вынимают. Высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита над предохранительным щитком. При необходимости повысить уровень электролита нужно отвернуть наливную пробку (рис. 153), плотно надеть ее на штуцер вентиляционного отверстия, долить дистиллированной воды так, чтобы уровень ее достиг начала резьбы в наливном отверстии, снять пробку и ввернуть ее на место. При этом уровень автоматически установится на требуемой высоте.

На части автомобилей могут быть установлены аккумуляторные батареи с вентиляционными отверстиями в пробках. В такие батареи воду следует доливать с последующим замером уровня с помощью стеклянной трубки или деревянной палочки.

Повышать уровень следует только доливкой дистиллированной воды, а если ее нет, то можно употреблять чистую снеговую или дождевую воду, но собранную не с железных крыш и не в металлическую посуду. (Лучше не надо - прим. автора сайта).

Категорически запрещается применять водопроводную воду, так как в ней имеются примеси, разрушающие батарею (железо, хлор и др.). Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать ее в батарею непосредственно перед выездом. Электролит необходимо доливать только в тех случаях, когда известно, что уровень понизился в результате выплескивания электролита (например, в конце заряда) или течи бака. Доливать электролит следует после устранения неисправности.

Рис. 153. Доливка дистиллированной воды в аккумулятор

 

в начало

 

Проверка плотности электролита

Плотность электролита определяют обычно в конце заряда батарей. Для измерения плотности пользуются специальным кислотомером - ареометром (рис. 154).  Перед определением плотности после доливки воды или после пуска двигателя стартером, батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1--2 ч (без зарядки). Это обеспечивает выравниванию плотности.

По значению плотности электролита при температуре 15° С судят о степени разряженности батареи:

Полностью заряженная 1.31 1.29 1.27 1.25 1.23
Разряженная на 25% 1.27 1.25 1.23 1.21 1.19
Разряженная на 50% 1.23 1.21 1.10 1.17 1.15

Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и 25% зимой, то ее следует зарядить в аккумуляторной мастерской.

К значениям плотности электролита, определенным по показаниям ареометра, следует вводить соответствующую температурную поправку, т. е. приводить плотность к 15° С, если температура электролита отличается от 15° С. При повышении температуры на каждые 15° С плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3, а при понижении температуры на каждые 15° С плотность увеличивается на 0,01 г/см3.

Температура электролита в °С +45 +30 +15 0 -15 -30 -40
Температурная поправка в г/см3 +0.02 +0.01 0 -0.01 -0.02 -0.03 -0.04

Если плотность электролита в отдельных аккумуляторах батареи рязличается брлее чем на 0,01 г/см3, то следует выравнять плотность, доливая электролит плотностью 1,4 г/см3 или дисгиллированную воду соответственно. Доливать электролит плотностью 1,4 г/см3 можно только в том случае, если батарея полностью заряжена, плотность электролита достигла постоянного значения и благодаря "кипению" обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита.

Рис. 154.  Измерение плотности электролита

 

в начало

 

Проверка напряжения батареи нагрузочной вилкой

Периодически следует проверять состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой большим током. Для этого пользуются нагрузочной вилкой ЛЭ-2, снабженной сопротивлением 0,02 Ом и вольтметром (рис. 155.). Сопротивление вилки рассчитано на ток 100 А. При проверке вилкой напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи должно устоичиво держаться в течение 5 с в пределах 1,7- 1,8 В. Если напряжение менее 1,5 В или снижается во время проверки то это значит, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна.  Если напряжение отдельных аккумуляторов неодинаково и отличается более чем на 0.2 вольта, ба батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и проверки ее исправности.

При испытании  батареи  нагрузочной вилкой  наливные   отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками. Нельзя проверять батареи и отдельные элементы замыканием клемм металлическими предметами или проводами, так как короткие замыкания разрушают пластины. Элементы с плотностью электролита ниже 1,2 г/см3 проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется.

Рис. 155. Проверка батареи с помощью нагрузочной вилки

 

в начало

 

Зарядка аккумуляторной батареи

Для приготовления электролита применяется стойкая против действия серной кислоты посуда - керамическая, эбонитовая, свинцовая в которую дначала заливают дистиллированную воду, а затем, при постоянном помешивании серную кислоту. Обратный порядок заливки (заливать воду в кислоту) не допускается, так как при растворении кислоты в воде выделяется тепло, вода может закипеть и выплестнуться.

Для получения электролита  соответствующей  плотности следует руководствоваться следующими нормативами:

На 1 л воды добавить серной кислоты (плотностью 1,83 г/см3) в л:

Плотность электролита в г/см3 1,210 1,230 1,250 1,265 1,270 1,290 1,400
добавить серной кислоты 0,245 0.280 0,310 0,335 0,345 0,385 0,650

Температура электролита, заливаемого в аккумулятор, должна быть не ниже 15 и не выше 25 градусов.

Перед заливкой электролита в новую батарею сначала удаляют стержни, вставленные в вентиляционные отверстия, затем вывертывают пробки и плотно надевают их на вентиляционные штуцера и, наконец, заливают электролит так, чтобы уровень его доходил до начала резьбы наливочной горловины. После этого пробки с вентиляционных штуцеров снимают, и уровень электролита становится нормальным.

Через 2 ч после заливки электролита необходимо замеригь, плотность электролита. Если плотность понизилась не более чем на 0.03 г/см то батарею можно установить на автомобиль без зарядки на станции и начинать эксплуатацию автомобиля. Если плотность электролита понизилась более чем на 0,03 г/см, то батарею следует зарядить.

Зарядку производить следующим образом: положительную клемму батареи присоединить к положительному полюсу источника постоянного тока, отрицательную - к отрицательному. Величина тока зарядки должна быть 6 А.  Заряжать батарею необходимо до тех пор, пока   не  наступит обильное газовыделение - "кипение" во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч подряд. Это служит признаком конца зарядки.

Плотность элейролита в конце зарядки может несколько повыситься. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то производят доводку плотности. Плотность доводят путем доливки дистиллированнойводы, если она (плотность) выше нормы, или электролита плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы. Перед доливкой воды или электролита отбирают с помощью груши часть электролита из аккумулятора. Промежуток между доливками воды или электролита должен быть не менее 30-40 мин.

Доводят  плотность    электролита   обязательно   в    конце   заряда, когда электролит быстро перемешивается благодаря кипению электролита.

в начало

 

Хранение батарей с электролитом

Хранить заряженные батареи с электролитом следует в прохладном помещении, по возможности при постоянной температуре не ниже минус 30 и не выше нуля градусов. Батареи, снятые с автомобиля после небольшого времени эксплуатации, а также батареи, приведенные в рабочее состояние, но не бывшие в эксплуатации тавят на хранение после их полной зарядки.

Батареи, снятые с автомобиля после длительного периода эксплуатации, следует перед постановкой на хранение полностью зарядить, проверить, соответствует ли плотность электролита норме, установленной для данного района, и уровень электролита. Затем проводят контрольно-тренировочный цикл (разряд-заряд). После разряда батарею вновь заряжают, насухо протирают, ввинчивают аккумуляторные пробки и ставят на хранение.

Следует иметь в виду, что в батареях, эксплуатируемых с электролитом плотностью 1,31 в зимнее время в районах с резко континентальным климатом, плотность электролита снижают до 1,290, так как хранение в крепком электролите ускоряет разрушение пластин и сепараторов.

Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует 1 раз в месяц подзаряжать током 6 А. При температуре О °С и ниже можно ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита. Подзаряжать батареи нужно только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (приведенной к 15 °С) ниже 1,23.

В батареях, поставленных на хранение в период временного (сезонного) прекращения эксплуатации автомобиля, также следует ежемесячно контролировать плотность электролита. Заряжать эти батареи нужно после окончания срока хранения, непосредственно перед пуском их в эксплуатацию, за исключением случаев, когда выявлено падение плотности электролита (приведенной к 15° С) более, чем на 0,05 г/см3 по сравнению с плотностью, замеренной до установки на хранение.

Максимальный срок хранения батарей с электролитом при температуре не выше 0° С должен быть не более полутора лет, а при температуре 15-25° С - не более 9 месяцев.

в начало

 

Контрольно-тренировочный цикл

Контрольно-тренировочный цикл проводят в целях проверки технического состояния и определения годности батареи к дальнейшей эксплуатации. Рекомендуется такой порядок проведения контрольно-тренировочного цикла:  

1.   Батарею заряжают током 6 А

2.  К  концу  зарядки,   если   плотность   электролита   отличаетсяот указанной в табл.  6, доливают дистиллированную воду, когда плотность выше нормы, или электролит плотностью 1,4, когда она ниже нормы.

3.    По окончании зарядки батарею разряжают током 6 А (ток 10-часового  режима   разряда).   Температура  электролита в начале разрядки должна  быть  25 ± 5 °С.    Напряжение  аккумуляторов  и температуру электролита замеряют через каждые 4 ч.  После тогокак напряжение аккумуляторов снизится до 1,85В, замеры производят через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производят непрерывно до тех пор, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. На этом цикл разрядки батареи заканчивается и ее вновь приводят в полностью заряженное состояние.

4. Нормальная продолжительность времени разрядки батареи при указанных выше условиях не должна быть ниже следующих значений:

Плотность  электролита (приведенная  к 15 °С) заряженной батареи в г/см3

1.29 1,27 1,25
Продолжительность разрядки при 10-часовом режиме в ч 7.5 6,5 5,5

При меньших значениях времени контрольной разрядки аккумуляторную батарею следует направить в ремонт.

в начало

 

Возможные неисправности аккумуляторной батареи и способы их устранения

Рекомендуемые способы устранения неисправностей батареи, которые могут встретиться в процессе эксплуатации, приведены ниже.

Стартер прокручивает двигатель с малой скоростью

1. Батарея  разряжена  ниже допустимого предела

1. Зарядить батарею.  Проверить генератор и регулятор, как указано в разделах "Генератор"  и "Регулятор напряжения"

2. Короткое замыкание в одном из элементов

2. Элемент с коротким замыканием заменить или отремонтировать

3. Значительное  падение напряжения в цепи питания стартера

3. Очистить клеммы батареи, подтянуть крепление стартерных проводов

4. Недостаточный уровень электролита

4. Довести уровень до нормы

5. Разрушение    решеток    положительных пластин

5. Заменить положительные  пластины

 

Быстрое выкипание электролита

1. Нарушение регулировки регулятора напряжения

1. Сдать регулятор напряжения в мастерскую для регулировки

2. Неисправен    регулятор    напряжения

2. Заменить регулятор напряжения

  

 Книга по ГАЗ-24                                                                                                 Генератор >

 


www.long-vehicle.narod.ru                                                      Rambler's Top100

Используются технологии uCoz