L O N G    V E H I C L E

www.narod.ru
   Long Vehicle   ГАЗ-24  Гостевая книга      Форум E-mail

Книга по ГАЗ-24

Книга по ГАЗ-24 - Hоме
Содержание
Предисловие
Общие сведениея
Двигатель
Ходовая часть
Электрообору- дование
Кузов
Особенности обслуживания
Приложение
Дополнение
Обложка
Ремонт ГАЗ-24
Форум ГАЗ-24

Особенности обслуживания

Номе
Эксплуатация
Обкатка
Пуск двигателя
Особенности вождения
Заправка жидкостей и смазка
Техобслуживание

Вождение

Трогание с места
Торможение
Остановка
Движение накатом
Скользкая дорога
Горная дорога
Дороги плохого качества
Освещение
Буксирование
< Пуск двигателя                                                                                       Книга по ГАЗ-24

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-24

 

Хорошая устойчивость и управляемость, отличная обзорность, удобное расположение органов управления, небольшие усилия на приводах, удобная посадка водителя и несложность манипуляций делают управление автомобилем уверенным и неутомительным.

 

Трогание автомобиля с места и переключение передач

Трогаться с места рекомендуется только на первой передаче, а затем нужно последовательно переходить на вторую, третью и четвертую (прямую) передачи. На первой передаче автомобиль допускается разгонять до скорости 15-20 км/ч, на второй - до 25-40 км/ч, на третьей - до 70-80 км/ч. При необходимости более интенсивного разгона скорость на промежуточных передачах можно несколько увеличивать (выше рекомендованных).

Вести автомобиль следует на возможно более высоких передачах, преимущественно на высшей (прямой). В движении на второй, третьей и четвертой передачах нельзя допускать перегрузки двигателя, признаками которой являются падение скорости, стуки, вибрации, перебои в работе. При первых признаках перегрузки нужно немедленно переходить на более низкую передачу.

Все передачи переднего хода синхронизированы, что значительно упрощает управление коробкой передач; однако для облегчения работы синхронизаторов при переходе на высшие передачи желательно несколько задерживать рычаг в нейтральном положении и включать следующую передачу после небольшой паузы. Во время паузы окружные скорости включаемых шестерен несколько выравниваются, благодаря чему обеспечивается бесшумное включение передачи. Переключение с прямой передачи на третью, с третьей на вторую следует производить одним движением, без паузы. Переходить с четвертой передачи на третью рекомендуется при скоростях 50-25 км/ч, с третьей передачи на вторую - при 30-15 км/ч. Переключать со второй на первую передачу нужно при снижении скорости автомобиля до 5-6 км/ч.

Передачу заднего хода можно включать только после полной остановки автомобиля.

Нажимать педаль сцепления при переключении передач нужно быстрым движением до отказа, а отпускать постепенно, чтобы не вызывать рывков и перегрузки трансмиссии. Во время движения автомобиля нельзя держать ногу на педали сцепления, так как при этом привод выключения сцепления будет быстрее изнашиваться.

в начало

 

Торможение

Начинать торможение автомобиля следует всегда при вклюявнной передаче. Сцепление следует выключать только перед остановкой автомобиля.

Нажимать на педаль тормозов нужно плавно, без рывка. Следует избегать резкого торможения, вредного для автомобиля и неприятного для пассажиров.

Особенно вредно и опасно резкое торможение при движении по скользким дорогам, когда возможность блокировки колес (юза) увеличивается, что часто приводит к заносу и потере управления. При начавшемся заносе торможение следует прекратить, снять ногу с педали управления дроссельной заслонкой и, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, постараться выровнять движение автомобиля.

Частые резкие торможения оказывают также вредное действие на детали ходовой части автомобиля и вызывают повышенный и неравномерный износ шин. При торможении с большой скорости и особенно на мокром дорожном покрытии ни в коем случае нельзя допускать блокировки колес. Во избежание заноса при движении по скользкой дороге рекомендуется тормозить прерывисто, постепенно чередуя нажатие и отпускание педали тормоза. Начать нормальное торможение постоянным нажатием на педаль тормоза можно лишь после достаточного снижения скорости автомобиля, при которой будет исключена угроза заноса и потери управляемости.

В системе привода тормозов автомобиля установлено разделительное устройство, благодаря которому сохраняется возможность торможения при повреждении гидропривода тормозов одной из осей (передней или задней). Специальною устройства, сигнализирующего об отказе части тормозов, на автомобиле не имеется.

Примечание автора сайта - после 1975 года автомобили ГАЗ-24 оборудовались сигнализатором, сигнализирующем о падении давления в одном из контуров тормозной системы.

Определить это по снижению эффективности торможения не всегда удается, особенно при действующих передних тормозах и движении по сухой дороге. Повреждение гидропривода части тормозов легко определить по изменению хода педали тормоза: значительно увеличенный ход педали при первом нажатии и заметно уменьшенный при доследующих является признаком того, что передние или задние тормоза не действуют. В этом случае надо немедленно остановиться и устранить неисправность.

Если устранить неисправность гидропривода передних или задних тормозов на дороге не удается, а до ближайшей станции обслуживания или до гаража расстояние небольшое, можно продолжить движение с действующими тормозами одной из осей. Необходимо лишь убедиться в совершенно надежном действии неповрежденной части тормозов и стояночного тормоза, а также в наличии достаточного количества жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра. При необходимости жидкость следует доливать. Двигаться нужно со скоростью не более 40 км/ч.

Следует помнить, что при торможении одними передними тормозными механизмами тормозной путь увеличивается против нормального на 35-40 %, а одними задними - почти вдвое. При этом вследствие возможности постепенного вытекания жидкости можно рассчитывать не более чем на 60-70 торможений.

При продолжительной остановке или стоянке автомобиль нужно затормозить стояночным тормозом. При включенном зажигании и затянутом стояночном тормозе на щитке приборов горит сигнальная лампа, которая гаснет при отпускании тормоза.

в начало

 

Остановка автомобиля

Перед остановкой автомобиля заранее снижают скорость, сняв ногу с педали управления дроссельной заслонкой. Затем плавно нажимают на педаль тормоза, а за несколько метров до остановки нажимают до отказа на педаль сцепления, продолжая торможение. После остановки ставят рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормаживают автомобиль стояночным тормозом и выключают зажигание.

в начало

 

Движение накатом

При движении по малозагруженным дорогам с хорошим покрытием, а также на нескольких пологих открытых спусках и при хорошей видимости допускается в целях экономии топлива движение с использованием наката. Такой вид движения наиболее эффективен на хорошо знакомых дорогах, где можно заранее учитывать рельеф местности, возможные снижения скорости и остановки (повороты, ограничения скорости, перекрестки и т. п.). Хорошо зная особенности дороги, можно заблаговременно переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение и вести автомобиль накатом.

При движении накатом не следует выключать зажигания и останавливать двигатель. Если двигатель во время движения накатом почему-либо перестал работать, его необходимо перед включением передачи пустить стартером. Если двигатель работает неустойчиво при частоте вращения холостого хода и часто останавливается, то движение накатом запрещается.

Также запрещается движение накатом с выключенным зажиганием, так как можно случайно "запереть" руль ротивоугонным устройством, и атомобиль станет неуправляемым. Перед включением передачи (после движения накатом) следует повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя, нажав на педаль управления дроссельной заслонкой. Это необходимо для того, чтобы частоту вращения коленчатого вала привести в соответствие со скоростью движения автомобиля. При движении накатом не следует выключать сцепление, так как это приводит к быстрому износу подшипника выключения сцепления.

в начало

 

Движение по скользким дорогам

По скользкой дороге следует вести автомобиль особенно плавно, без резких разгонов, торможений, крутых поворотов, соблюдая большую осторожность. Начинать движение нужно при небольшой частоте вращения коленчатого вала, избегая по возможности пробуксовки колес.

На очень скользких дорогах трогание с места допускается на второй передаче.   Движение накатом на скользких дорогах недопустимо.

Особую острожность нужно соблюдать при движении по скользким дорогам с подъемами и спусками. Для успешного преодоления подъема на обледенелой дороге разгон при спуске должен быть достаточным для выезда на подъем без остановки. При начавшемся заносе рулевое колесо следует поворачивать в сторону заноса.

Цепи противоскольжения повышают проходимость автомобиля на заснеженных и скользких дорогах, но ездить с цепями следует только в случаях действительной необходимости, так как их длительное использование приводит к порче шин.

в начало

 

Движение по горным дорогам

При достаточном разгоне автомобиль уверенно преодолевает подъемы на прямой передаче. Однако на длинных подъемах с крутыми поворотами во избежание перегрузки двигателя требуется своевременно переходить на пониженные передачи.

Четырехступенчатая коробка передач позволяет хорошо приспосабливаться к дорожным условиям. Особенно это преимущество сказывается на горных дорогах. Промежуточная третья передача дает возможность успешно преодолевать подъемы в тех случаях, когда крутящий момент двигателя недостаточен для движения на прямой передаче и когда на второй передаче она работает с чрезмерно большой частотой вращения.

На первой передаче автомобиль ГАЗ-24 уверенно преодолевает подъемы до 18°. Для преодоления очень крутых подъемов желательно заранее выбирать нужную передачу и разгонять автомобиль так, чтобы избежать переключения передач на подъеме.

При вынужденной остановке на подъеме следует, затормозив автомобиль педалью тормоза, выключить сцепление и затянуть стояночный тормоз. Медленно отпуская педаль тормоза, нужно убедиться, надежно ли автомобиль удерживается стояночным тормозом. Для трогания с места на подъеме включают первую передачу (при выкл:юченном сцеплении), нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора, увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя, а затем постепенно отпускают педаль сцеплейия и одновременно выключают стояночный тормоз.

При обычной предусмотренной остановке на подъеме желательно сориентироваться и заранее выбрать удобную площадку с небольшим уклоном или место на обочине, чтобы не мешать движению транспорта. Нельзя останавливать автомобиль на подъеме вблизи крутых закрытых поворотов. Для предусмотренной остановки необходимо так же, как и при вынужденной, затормозить автомобиль педалью тормоза при выключенном сцеплении, затянуть стояночный тормоз, проверить, надежно ли удерживается автомобиль при отпущенной педали тормоза, выключить зажигание и после остановки двигателя включить первую передачу.

При стоянке на крутом подъеме следует подложить под колеса клинья или камни. На скользких и особенно заснеженных и обледенелых дорогах с подъемами нужно избегать остановок, так как трогание с места в этих условиях зааруднено.

Перед преодолением очень тяжелых подъемов и особенно в гололед следует заранее убедиться, что дорога на подъеме свободна и ничто не будет препятствовать движению. Лишь после этого включают передачу, которая может обеспечить преодоление подъема без переключения передач, разгоняют автомобиль и начинают равномерное движение. Переключение передач на подъеме и неравномерное движение, как правило, сопровождаются пробуксовкой колес, потерей скорости и заносами.

Двигаться под уклон на обледенелых дорогах также нужно на заранее выбранной передаче, избегая резкого торможения, приводящего к заносам и потере управляемости.

На длинных не особенно крутых спусках можно притормаживать автомобиль двигателем в движении на прямой передаче без выключения зажигания. В этом случае тормозами следует пользоваться только периодически и кратковременно во избежание их перегрева. На очень крутых спусках включают промежуточные передачи и также тормозят двигателем, пользуясь тормозами лишь периодически для обеспечения безопасной скорости.

в начало

 

Движение по неблагоустроенным дорогам

Автомобиль рассчитан на эксплуатацию по дорогам 1 и 2-го классов с твердым покрытием. Однако хорошая проходимость автомобиля, достаточные дорожные просветы и прочность ходовой части и кузова не исключают возможности его эксплуатации и на недостаточно благоустроенных булыжных и грунтовых дорогах. Все же нужно помнить, что хотя подвеска и общие ходовые качества автомобиля позволяют двигаться по разбитым дорогам низкого качества с достаточно высокой скоростью и что при этом дорожные толчки слабо ощущаются пассажирами, ударная нагрузка в полной мере воспринимается ходовой частью и приводит к ускоренному износу автомобиля.

Долговечность автомобиля при эксплуатации на булыжных и других неблагоустроенных дорогах по сравнению с эксплуатацией на хороших асфальтированных дорогах снижается в 5-6 раз. Преодолевая неровности дорожного полотна, нужно учитывать, что передняя часть автомобиля во время толчков опускается на подвеске и что при этом возможны удары буфером и поперечиной рамы о выступы дороги. Не исключены также удары задним буфером или топливным баком.

Глубокие ухабы нужно переезжать с малой скоростью, избегая значительной деформации пружин передней подвески. Двигаясь по грязным грунтовым дорогам, стремятся сохранять постоянную скорость, выбирая участки дороги без глубокой колеи. Неглубокие броды и большие лужи преодолевают на возможно меньшей скорости, чтобы избежать попадания воды на свечи, распределитель и другие элементы электрооборудования, что может привести к остановке двигателя и к усложнению его пуска после остановки.

в начало

 

Пользование светом фар

При движении в вечернее и ночное время очень важно правильно пользоваться освещением. Пользуйтесь светом в подфарниках и фонарях, несмотря на достаточную видимость дороги для уверенного освещения. Это обеспечит четкое обозначение габаритов автомобиля на дороге для встречного и сзади идущего транспорта и поможет исключить возможные неожиданности. По освещенным городским улицам следует двигаться также с включенными подфарниками.

На загородных дорогах в темное время суток можно пользоваться дальним светом фар. При разъездах со встречным транспортом обязательно переключать фары с дальнего света на ближний. Нужно помнить, что если включен дальний свет, на щитке приборов горит сигнальная лампа дальнего света, при переключении на ближний свет эта лампа гаснет.

В темное время при разъездах с встречным транспортом на загородных дорогах не следует переключать свет фар на подфарники, так как можно потерять ориентировку и съехать с дороги или совершить наезд на пешеходов, идущих по обочине. Достаточно при этом включить ближний свет фар.

Ближний свет применяется также при движении по неосвещенным городским улицам, в туманную погоду или при движении по плохим неблагоустроенным дорогам. Нужно хорошо помнить расположение кнопочного предохранителя освещения под панелью приборов, чтобты в случае внезапного выключения фар (вследствие короткого замыкания или других причин) при движении ночью с большой скоростью можно было во избежание аварийной ситуации кратковременно нажать на кнопку предохранителя. Это обеспечит освещение дороги до остановки автомобиля.

в начало

 

Буксирование автомобиля

Для буксировки автомобиля ГАЗ-24 следует трос буксирующего автомобиля закреплять за специальную скобу (рис.  231).

 При использовании автомобиля ГАЗ-24 в качестве буксирующего петлю буксирного троса можно завязывать на задних кронштейнах (серьгах) крепления рессор. Буксировать автомобиль нужно с большой осторожностью со скоростью не более 20 км/ч.

Автомобиль ГАЗ-24 может быть оборудован специальным буксирным приспособлением (беззазорной шарнирной сцепкой) для буксирования прицепа общей массой до 500 кг. Скорость движения автомобиля с прицепом на асфальтированной дороге не должна превышать 70 км/ч. Нужно помнить, что при движении с прицепом значительно увеличивается тормозной путь, а при резком торможении возможна потеря управляемости.

На булыжных и неблагоустроенных дорогах скорость движения автомобиля с прицепом должна быть снижена настолько, чтобы избежать резких толчков и колебаний кузова автомобиля и прицепа.

Рис.  231.   Крепление буксирного троса

 

в начало

 

 Книга по ГАЗ-24                                                             Заправка жидкостей и смазка >

 


www.long-vehicle.narod.ru                                                      Rambler's Top100

Используются технологии uCoz